Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта для России 2020

Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта

Семнадцатого июля 2020 года прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.

Д.А. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2020 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.».

Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись».

Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке (как заявил Д. Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были защищены»).

Второй формой идентификатора наряду с пластиковой карточкой с чипом планируют сделать мобильное приложение к телефону. Как сказал зампредседателя Правительства М. Акимов, «для предъявления билета в аэропорту вам не надо будет носить этот документ, а надо будет предъявить приложение. Сразу будут видны ваши данные на устройстве оператора».

1) Дискриминация граждан. 

По заявлению Д. Медведева, «у многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода». М. Акимов заявил, «в течение 2020 года завершим выдачу паспортов старого образца. Но если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять – в силу каких-то убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет до гробовой доски».

Совершенно непонятно, почему это право будет предоставлено только гражданам, достигшим 45 лет?

Те самые убеждения, по которым лица старше 45 лиц, откажутся от электронных удостоверений личности, имеют и сотни тысяч более молодых людей. Чем человек 45 лет лучше человека 44 лет? Или 25 лет? Либо как поступать, если у человека старше 45 лет родился ребенок, которому родитель категорически отказывается получать электронный документ (цель выдачи электронных паспортов с рождения также была объявлена)?

Граждане отказываются от навязываемых им действий не в силу возраста, а по принципиальным убеждениям. Правительство дискриминирует своим решением граждан более молодого возраста и их детей. Однако согласно статье 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Правительство грубо нарушает указанную статью Конституции РФ.

2) Отмена неприкосновенности частной жизни. 

В нарушение Конституции РФ и федеральных законов планируется принуждение лиц моложе 45 лет к электронным идентификаторам и оцифровке персональных данных. Судя по заявлению Д. Медведева, планируется интеграция электронного паспорта с Единой биометрической системой, то есть принудительный сбор биометрических данных граждан. По имеющимся сообщениям, для выдачи паспорта нужно будет сдавать отпечатки пальцев и биометрическую фотографию. В результате эти чувствительные данные будут в доступе для третьих лиц (операторов данных, хакеров и т.п.). 

Такие планы Правительства представляют собой грубейшее нарушение статьи 23 Конституции РФ («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», на «тайну сообщений»), а также части 1 статьи 24 Конституции РФ («Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»).

3) Грубое нарушение прав верующих. 

Православные граждане в большинстве категорически не приемлют номерной идентификации, поскольку расценивают ее как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером. Электронное удостоверение личности будет опознавать человека по номеру–идентификатору, которым становится СНИЛС. 

Многократно чиновники заявляли, что номер СНИЛС, который по ФЗ РФ от 01.04.2020 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» …» используется при предоставлении любых госуслуг, якобы не присваивается личности. Однако это ложь. По заявлению Д. Медведева введение электронных удостоверений личности «позволит обеспечить … создание системы однозначной идентификации граждан с использованием сквозного единого идентификатора» (http://government.ru/docs/5991/).

Именно по номеру-идентификатору электронного паспорта система будет опознавать человека. 

Как отмечено в заявлении зампредседателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе от 19.07.2020, «Появление электронных паспортов может грозить россиянам неограниченным сбором персональных данных. Сбор и концентрация данных обо всех сторонах жизни людей создают угрозу их использования против этих же граждан, тогда как для церкви важны свобода человека и обеспечение неприкосновенности его частной жизни». В. Кипшидзе отметил, что электронные данные могут быть использованы против россиян, поскольку их проще собирать, чем бумажные. «Русская православная церковь никогда не выступала против развития новых технологий. Но церковь всегда свидетельствовала о том, что права всех людей, верующих и неверующих, должны быть учтены, и к ним следует относиться с уважением и безо всякой дискриминации» (https://news.mail.ru/society/38034385/?frommail=1 ).

Отсутствие альтернативы для православных граждан – грубое нарушение статьи 28 Конституции РФ о праве граждан иметь свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. 

Реформа Правительства полностью лишит граждан, отказавшихся в силу статьи 28 Конституции от электронных удостоверений личности, возможности реализовывать свои права. 

По сути дела Правительство создает для православных, осознающих неприемлемость номерной идентификации, условия, которые приведут к их физическому уничтожению, что следует оценивать с позиций статьи 357 Уголовного кодекса РФ («Геноцид»). 

4) Нарушение Концепции введения в РФ удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и Стратегии развития информационного общества в РФ. 

В «Концепции удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ и плана мероприятий по ее реализации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.13 г. № 1699-р) прямо сказано, что в основе введения электронного удостоверения личности лежит принцип «соблюдения религиозных прав и свобод верующих» (пункт 18 раздела III). Однако такие права грубо попираются Правительством, поскольку для верующих не предусмотрено альтернативы в виде традиционного бумажного паспорта. 

В указанной Концепции Д. Медведев ссылался на Стратегию информационного общества как на основание реформы по введению электронных паспортов.

Однако в аналогичной, более поздней, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2020 — 2020 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2020 г. № 203) имеются нормы, которым прямо противоречит реформа Правительства. Согласно пункту 3 Стратегии основными принципами являются «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» (подпункт «в»). В пункте 40 Стратегии предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий»(подп. «д»). Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления». 

Однако задуманная Правительством реформа предполагает принудительный перевод граждан моложе 45 лет на электронные идентификаторы, что грубейшим образом нарушает вышеприведенные положения Стратегии.

Манипулятивное введение электронного идентификатора гражданина в обход федерального закона. 5) 

Как показано выше, электронные паспорта ограничивают конституционные права граждан.

Однако формально-юридически любое ограничение прав граждан по статье 55 Конституции РФ возможно только на основаниифедеральных законов и в четко установленных случаях.

Что делает Правительство для реализации своего проекта? Проводит манипуляцию: лоббирует законопроект, который содержит рамочные нормы о передаче Правительству абсолютно любых полномочий по вопросам удостоверения личности. Речь о ПФЗ № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» (о «цифровом профиле»). Этот ПФЗ содержит передает Правительству право определять любые допустимые формы удостоверения личности, в т.ч. электронные, и их состав (пп. 1, 2 ст. 14.4). При этом «идентификатор» определен как «уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов» (пункт 18.1 статьи 2). 

Приведенные положения развязывают Правительству руки в отношении введения любых способов идентификации граждан (чипов, меток и т.п. «инновационных технологий», не приемлемых для подавляющего большинства населения). Неопределенность нормы согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе основание для признания ее антиконституционной. 

Описанная манипуляция нужна Правительству для упрощенной реализации своего антиконституционного проекта в обход Думы. Дума должна лишь одобрить передачу Правительству права на ограничение конституционных прав граждан. Чиновники из Правительства думают, что так они получат право решить любые вопросы идентификации граждан «по закону». Однако такой подход антиконституционен.

Следует напомнить, что именно необоснованная передача Думой Правительству полномочий по определению состава сведений, собираемых в систему «Континент обучающихся», была ключевым основанием для вето Президента в отношении ПФЗ о «Контингенте обучающихся» (Законопроект № 1048557-6). С ПФЗ о «цифровом профиле» ситуация с передачей неограниченных полномочий Правительству еще хуже. 

Правительство не имеет права вводить новые идентификаторы личности в обход полноценного федерального закона, который отрегулирует все детали удостоверения и обеспечит права граждан, которые отказываются от электронных идентификаторов по своим убеждениям.

6) Умаление достоинства личности (статьи 21 Конституции РФ) и нарушение права на имя. 

Номерная идентификация граждан по электронному паспорту приведет к нарушению права на имя. 

Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей характеристикой (идентификатором) гражданина. 

На Нюрнбергском процессе (20 ноября 2020 — 1 октября 2020 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. 

Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». 

Проект, предполагающий электронную номерную идентификацию граждан, нарушает решения Нюрнбергского трибунала, неотчуждаемое право человека на имя, умаляет человеческое достоинство. 

Правительство планирует принудительный сбор биометрических данных для наполнения электронного паспорта. Для многих граждан это — абсолютно неприемлемая, унижающая процедура. Такой процедуре подвергают, как правило, преступников для обеспечения слежки и предотвращения рецидивов. Идентификация граждан по биометрическим параметрам равноценна превращению человека (субъекта) в объект, идентифицируемый по штрих-коду подобно товару в магазине. Такая процедура должна быть квалифицирована как умаление достоинства человека и нарушение ст. 21 Конституции РФ. 

7) Проект Правительства противоречит ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ФЗ №152). 

Внедрение электронного паспорта как идентификатора доступа ко всем сведениям о гражданине позволит объединить все данные об одном гражданине в одном файле-досье (в цифровом профиле) в Интернете. Между тем согласно части 3 статьи 5 ФЗ № 152 «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой». Суть данной нормы заключается в необходимости разъединения разнородной информации о гражданине в различных не связанных между собой базах данных. Это соображение позволяет технически обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан, которую электронный паспорт (как инструмент доступа ко всем сведениям) отменит. 

8) Проект Правительства грубо противоречит ФЗ РФ от 27 июля 2020 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ № 210-ФЗ). 

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя». 

По п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ «заявители имеют право на … получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

По п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: …обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя». 

Проект Правительства предполагает принуждение любых граждан моложе 45 лет к электронной форме взаимодействия и оказания государственных услуг. Однако для бумажной формы государственных услуг необходимо бессрочное сохранение бумажного документа, удостоверяющего личность (бумажный паспорт). 

9) Проект Правительства абсолютно игнорирует позицию Русской Православной Церкви. 

Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2020 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями». 

Однако проект Правительства приведет к повсеместному принуждению граждан моложе 45 лет к электронному идентификатору и к автоматизированной обработке персональных данных граждан, поскольку иная при электронных паспортах будет вымещена. 

10) Нарушение позиции Государственно-правового управления Президента РФ. 

В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Администрация Президента РФ в 2020 году дала следующий ответ: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).

Тем не менее, Правительство лоббирует проект, который предусматривает прямо противоположное. 

11) Провокация преступности и угроза нацбезопасности. 

Планируется, что электронный паспорт будет существовать и в форме карточки с чипом, и в форме приложения на мобильном телефоне.

По словам М. Акимова, «будет доступно мобильное приложение «Мой паспорт», которое нельзя будет взломать, изменить, подделать». 

Такое заявление, мягко говоря, наивно, а с учетом уровня чиновника – опасно для общества. Любое электронное устройство и мобильное приложение можно взломать, о чем свидетельствуют и профессионалы в кибернетической сфере, и нормативная база, и сама практика. 

В пункте 14 Доктрины информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. №646) сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее». СМИ постоянно сотрясают новости о взломах как частных, так и государственных электронных информационных систем. Буквально недавно Россия обсуждала мошенническую продажу квартиры при использовании электронного заявления. У депутатов хватило понимания необходимости введения законодательной защиты от подобных операций, и 18.07.19 во втором чтении принят законопроект № 728232-7, согласно статье 36.2. которого «Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа на бумажном (!) носителе посредством личного обращения или почтового отправления …». На бумажном носителе! Это единственный способ реально обеспечить права граждан.

А Правительство нас принуждает к полному переводу средств идентификации и всех персональных данных в электронный вид. Такое регулирование приведет к тотальной беззащитности граждан как в имущественной, так и в личной сфере, а также к росту мошенничества. Случаи мошенничества через взломы электронных «паспортов»- идентификаторов станут повсеместными. 

Кроме того, формирование полной базы данных на все население с доступом к нему по номеру-идентификатору создает беспрецедентные возможности для преступников и для геополитических и потенциальных противников нашего государства. 

В связи с вышеизложенным требуем отклонить проект Правительства РФ о введении электронного удостоверения личности и обеспечить права граждан любого возраста на бумажную форму документа, удостоверяющего личность, бессрочно. 

Подробнее http://дети-петербург.рф/news/?newsid=1413 

Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта

Семнадцатого июля 2020 года прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.

Д.А. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2020 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.».

Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись».

Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке (как заявил Д. Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были защищены»).

Второй формой идентификатора наряду с пластиковой карточкой с чипом планируют сделать мобильное приложение к телефону. Как сказал зампредседателя Правительства М. Акимов, «для предъявления билета в аэропорту вам не надо будет носить этот документ, а надо будет предъявить приложение. Сразу будут видны ваши данные на устройстве оператора».

1) Дискриминация граждан. 

По заявлению Д. Медведева, «у многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода». М. Акимов заявил, «в течение 2020 года завершим выдачу паспортов старого образца. Но если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять – в силу каких-то убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет до гробовой доски».

Совершенно непонятно, почему это право будет предоставлено только гражданам, достигшим 45 лет?

Те самые убеждения, по которым лица старше 45 лиц, откажутся от электронных удостоверений личности, имеют и сотни тысяч более молодых людей. Чем человек 45 лет лучше человека 44 лет? Или 25 лет? Либо как поступать, если у человека старше 45 лет родился ребенок, которому родитель категорически отказывается получать электронный документ (цель выдачи электронных паспортов с рождения также была объявлена)?

Граждане отказываются от навязываемых им действий не в силу возраста, а по принципиальным убеждениям. Правительство дискриминирует своим решением граждан более молодого возраста и их детей. Однако согласно статье 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Правительство грубо нарушает указанную статью Конституции РФ.

2) Отмена неприкосновенности частной жизни. 

В нарушение Конституции РФ и федеральных законов планируется принуждение лиц моложе 45 лет к электронным идентификаторам и оцифровке персональных данных. Судя по заявлению Д. Медведева, планируется интеграция электронного паспорта с Единой биометрической системой, то есть принудительный сбор биометрических данных граждан. По имеющимся сообщениям, для выдачи паспорта нужно будет сдавать отпечатки пальцев и биометрическую фотографию. В результате эти чувствительные данные будут в доступе для третьих лиц (операторов данных, хакеров и т.п.). 

Такие планы Правительства представляют собой грубейшее нарушение статьи 23 Конституции РФ («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», на «тайну сообщений»), а также части 1 статьи 24 Конституции РФ («Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»).

3) Грубое нарушение прав верующих. 

Православные граждане в большинстве категорически не приемлют номерной идентификации, поскольку расценивают ее как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером. Электронное удостоверение личности будет опознавать человека по номеру–идентификатору, которым становится СНИЛС. 

Многократно чиновники заявляли, что номер СНИЛС, который по ФЗ РФ от 01.04.2020 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» …» используется при предоставлении любых госуслуг, якобы не присваивается личности. Однако это ложь. По заявлению Д. Медведева введение электронных удостоверений личности «позволит обеспечить … создание системы однозначной идентификации граждан с использованием сквозного единого идентификатора» (http://government.ru/docs/5991/).

Именно по номеру-идентификатору электронного паспорта система будет опознавать человека. 

Как отмечено в заявлении зампредседателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе от 19.07.2020, «Появление электронных паспортов может грозить россиянам неограниченным сбором персональных данных. Сбор и концентрация данных обо всех сторонах жизни людей создают угрозу их использования против этих же граждан, тогда как для церкви важны свобода человека и обеспечение неприкосновенности его частной жизни». В. Кипшидзе отметил, что электронные данные могут быть использованы против россиян, поскольку их проще собирать, чем бумажные. «Русская православная церковь никогда не выступала против развития новых технологий. Но церковь всегда свидетельствовала о том, что права всех людей, верующих и неверующих, должны быть учтены, и к ним следует относиться с уважением и безо всякой дискриминации» (https://news.mail.ru/society/38034385/?frommail=1 ).

Отсутствие альтернативы для православных граждан – грубое нарушение статьи 28 Конституции РФ о праве граждан иметь свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. 

Реформа Правительства полностью лишит граждан, отказавшихся в силу статьи 28 Конституции от электронных удостоверений личности, возможности реализовывать свои права. 

По сути дела Правительство создает для православных, осознающих неприемлемость номерной идентификации, условия, которые приведут к их физическому уничтожению, что следует оценивать с позиций статьи 357 Уголовного кодекса РФ («Геноцид»). 

4) Нарушение Концепции введения в РФ удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и Стратегии развития информационного общества в РФ. 

В «Концепции удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ и плана мероприятий по ее реализации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.13 г. № 1699-р) прямо сказано, что в основе введения электронного удостоверения личности лежит принцип «соблюдения религиозных прав и свобод верующих» (пункт 18 раздела III). Однако такие права грубо попираются Правительством, поскольку для верующих не предусмотрено альтернативы в виде традиционного бумажного паспорта. 

В указанной Концепции Д. Медведев ссылался на Стратегию информационного общества как на основание реформы по введению электронных паспортов.

Однако в аналогичной, более поздней, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2020 — 2020 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2020 г. № 203) имеются нормы, которым прямо противоречит реформа Правительства. Согласно пункту 3 Стратегии основными принципами являются «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» (подпункт «в»). В пункте 40 Стратегии предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий»(подп. «д»). Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления». 

Однако задуманная Правительством реформа предполагает принудительный перевод граждан моложе 45 лет на электронные идентификаторы, что грубейшим образом нарушает вышеприведенные положения Стратегии.

Манипулятивное введение электронного идентификатора гражданина в обход федерального закона. 5) 

Как показано выше, электронные паспорта ограничивают конституционные права граждан.

Однако формально-юридически любое ограничение прав граждан по статье 55 Конституции РФ возможно только на основаниифедеральных законов и в четко установленных случаях.

Что делает Правительство для реализации своего проекта? Проводит манипуляцию: лоббирует законопроект, который содержит рамочные нормы о передаче Правительству абсолютно любых полномочий по вопросам удостоверения личности. Речь о ПФЗ № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» (о «цифровом профиле»). Этот ПФЗ содержит передает Правительству право определять любые допустимые формы удостоверения личности, в т.ч. электронные, и их состав (пп. 1, 2 ст. 14.4). При этом «идентификатор» определен как «уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов» (пункт 18.1 статьи 2). 

Приведенные положения развязывают Правительству руки в отношении введения любых способов идентификации граждан (чипов, меток и т.п. «инновационных технологий», не приемлемых для подавляющего большинства населения). Неопределенность нормы согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе основание для признания ее антиконституционной. 

Описанная манипуляция нужна Правительству для упрощенной реализации своего антиконституционного проекта в обход Думы. Дума должна лишь одобрить передачу Правительству права на ограничение конституционных прав граждан. Чиновники из Правительства думают, что так они получат право решить любые вопросы идентификации граждан «по закону». Однако такой подход антиконституционен.

Следует напомнить, что именно необоснованная передача Думой Правительству полномочий по определению состава сведений, собираемых в систему «Континент обучающихся», была ключевым основанием для вето Президента в отношении ПФЗ о «Контингенте обучающихся» (Законопроект № 1048557-6). С ПФЗ о «цифровом профиле» ситуация с передачей неограниченных полномочий Правительству еще хуже. 

Правительство не имеет права вводить новые идентификаторы личности в обход полноценного федерального закона, который отрегулирует все детали удостоверения и обеспечит права граждан, которые отказываются от электронных идентификаторов по своим убеждениям.

6) Умаление достоинства личности (статьи 21 Конституции РФ) и нарушение права на имя. 

Номерная идентификация граждан по электронному паспорту приведет к нарушению права на имя. 

Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей характеристикой (идентификатором) гражданина. 

На Нюрнбергском процессе (20 ноября 2020 — 1 октября 2020 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. 

Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». 

Проект, предполагающий электронную номерную идентификацию граждан, нарушает решения Нюрнбергского трибунала, неотчуждаемое право человека на имя, умаляет человеческое достоинство. 

Правительство планирует принудительный сбор биометрических данных для наполнения электронного паспорта. Для многих граждан это — абсолютно неприемлемая, унижающая процедура. Такой процедуре подвергают, как правило, преступников для обеспечения слежки и предотвращения рецидивов. Идентификация граждан по биометрическим параметрам равноценна превращению человека (субъекта) в объект, идентифицируемый по штрих-коду подобно товару в магазине. Такая процедура должна быть квалифицирована как умаление достоинства человека и нарушение ст. 21 Конституции РФ. 

7) Проект Правительства противоречит ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ФЗ №152). 

Внедрение электронного паспорта как идентификатора доступа ко всем сведениям о гражданине позволит объединить все данные об одном гражданине в одном файле-досье (в цифровом профиле) в Интернете. Между тем согласно части 3 статьи 5 ФЗ № 152 «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой». Суть данной нормы заключается в необходимости разъединения разнородной информации о гражданине в различных не связанных между собой базах данных. Это соображение позволяет технически обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан, которую электронный паспорт (как инструмент доступа ко всем сведениям) отменит. 

8) Проект Правительства грубо противоречит ФЗ РФ от 27 июля 2020 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ № 210-ФЗ). 

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя». 

По п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ «заявители имеют право на … получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

По п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: …обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя». 

Проект Правительства предполагает принуждение любых граждан моложе 45 лет к электронной форме взаимодействия и оказания государственных услуг. Однако для бумажной формы государственных услуг необходимо бессрочное сохранение бумажного документа, удостоверяющего личность (бумажный паспорт). 

9) Проект Правительства абсолютно игнорирует позицию Русской Православной Церкви. 

Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2020 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями». 

Однако проект Правительства приведет к повсеместному принуждению граждан моложе 45 лет к электронному идентификатору и к автоматизированной обработке персональных данных граждан, поскольку иная при электронных паспортах будет вымещена. 

10) Нарушение позиции Государственно-правового управления Президента РФ. 

В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Администрация Президента РФ в 2020 году дала следующий ответ: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).

Тем не менее, Правительство лоббирует проект, который предусматривает прямо противоположное. 

11) Провокация преступности и угроза нацбезопасности. 

Планируется, что электронный паспорт будет существовать и в форме карточки с чипом, и в форме приложения на мобильном телефоне.

По словам М. Акимова, «будет доступно мобильное приложение «Мой паспорт», которое нельзя будет взломать, изменить, подделать». 

Такое заявление, мягко говоря, наивно, а с учетом уровня чиновника – опасно для общества. Любое электронное устройство и мобильное приложение можно взломать, о чем свидетельствуют и профессионалы в кибернетической сфере, и нормативная база, и сама практика. 

В пункте 14 Доктрины информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. №646) сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее». СМИ постоянно сотрясают новости о взломах как частных, так и государственных электронных информационных систем. Буквально недавно Россия обсуждала мошенническую продажу квартиры при использовании электронного заявления. У депутатов хватило понимания необходимости введения законодательной защиты от подобных операций, и 18.07.19 во втором чтении принят законопроект № 728232-7, согласно статье 36.2. которого «Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа на бумажном (!) носителе посредством личного обращения или почтового отправления …». На бумажном носителе! Это единственный способ реально обеспечить права граждан.

А Правительство нас принуждает к полному переводу средств идентификации и всех персональных данных в электронный вид. Такое регулирование приведет к тотальной беззащитности граждан как в имущественной, так и в личной сфере, а также к росту мошенничества. Случаи мошенничества через взломы электронных «паспортов»- идентификаторов станут повсеместными. 

Кроме того, формирование полной базы данных на все население с доступом к нему по номеру-идентификатору создает беспрецедентные возможности для преступников и для геополитических и потенциальных противников нашего государства. 

В связи с вышеизложенным требуем отклонить проект Правительства РФ о введении электронного удостоверения личности и обеспечить права граждан любого возраста на бумажную форму документа, удостоверяющего личность, бессрочно. 

Подробнее http://дети-петербург.рф/news/?newsid=1413 

Концепцию перехода на электронные паспорта одобрили в правительстве России

Концепцию перехода на электронные паспорта, предложенную НИИ «Восход», Гознаком и Минкомсвязи, одобрил вице-премьер РФ Максим Акимов, курирующий в том числе вопросы развития цифровой экономики. Об этом сегодня, 4 июля, сообщает ТАСС со ссылкой на свои источники в правительстве РФ.

По информации «Ведомостей», в России может появиться две версии паспорта — на пластиковой карте и в мобильном приложении. Приложение будет содержать цифровую копию паспортных данных, которые также будут записаны на чип карты, и иметь доступ к цифровому профилю и электронной подписи гражданина.

Планируется, что первые электронные паспорта могут начать выдавать с июля 2020 года, выпуск бумажных может прекратиться в начале 2020 года, а заменить бумажные удостоверения на электронные планируется до декабря 2020 года.

Пока что Минкомсвязь совместно с МВД, Минэкономразвития и другими ведомствами обсуждают детали проекта. Новый паспорт будет представлять собой карточку размером с банковскую со встроенным чипом и фотографией. Предполагается, что в паспорте с чипом будут «зашиты» отпечатки пальцев его владельца для биометрической идентификации, а также электронная подпись. Вероятно, что паспорт с чипом будет выдаваться сроком на 10 лет, при этом нельзя будет одновременно владеть двумя паспортами — бумажным и электронным.

Считайте, завидуйте

В 2020 году в России выдадут последние бумажные общегражданские паспорта. Им на смену придет электронный документ. Его первыми обладателями смогут стать жители Москвы, где внедрение нового формата паспорта в пилотном режиме начнется в июле следующего года.

В правительстве решили ускорить внедрение электронного паспорта гражданина Российской Федерации. К 2020 году россияне должны в полной мере использовать современную форму удостоверения личности, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в среду на совещании по внедрению электронного документа.

— Очевидно, что мы можем быстрее отказаться от использования бумажных паспортов, — считает глава кабинета министров. — Есть предложение сделать это на два года раньше, чем планировалось изначально, то есть где-то в 2020 году.

Оформление бумажных паспортов прекратят в 2020 году, сообщил вице-премьер Максим Акимов по итогам совещания. К этому времени количество пунктов выдачи нового образца документа доведут до 3 тысяч. За первыми электронными паспортами нужно будет обращаться в отделения МВД, постепенно в систему предполагается включить и сеть многофункциональных центров предоставлению госуслуг.

Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости

Пилотный проект стартует в Москве. «Мы начнем эту работу по поручению председателя правительства в июле следующего года», — сказал Акимов. Такое решение принято, потому что в столице цифровая инфраструктура развита больше, чем в других регионах, и в случае возникновения каких-либо вопросов, их будет достаточно легко решить с мэрией города.

Важно, что правительство не отказывается от использования привычных многим бумажных документов. «Обычный паспорт, естественно, будет действовать, — заверил Дмитрий Медведев. — Мы планируем постепенно переходить к новшеству только после необходимых приготовлений».

— У многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода, — подчеркнул премьер. — К этому надо относиться с вниманием и уважением. Нам надо позаботиться, чтобы переход для такой категории людей был комфортным и безболезненным.

На совещании приняли принципиальное решение — все, кто имеют бумажные паспорта и не хотят их менять в силу каких-то причин, смогут ими пользоваться и дальше. Если документ выдан после 45 лет, когда по законодательству предусмотрен последний срок его замены, то бумажный «формат» можно будет оставить себе и дальше. Остальным гражданам электронный образец оформят в установленные сроки его замены: при достижении 20 и 45 лет. Все желающие также смогут заменить бумажное удостоверение личности на цифровое. «Никакого принуждения, никакой обязательности, никакой кампанейщины здесь не предусматривается, — заявил Максим Акимов. — Есть много людей, которым, наверное, не очень комфортно жить в этом электронном мире, есть люди, которые с рождения привыкают управляться с экраном, есть люди, которым это непривычно».

В электронное удостоверение личности включат многие документы, которые сейчас приходится хранить в разных формах. «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов, которые важны для любого лица, о чем тоже всегда была дискуссия, — сказал Дмитрий Медведев. — Я имею в виду и водительское удостоверение, и СНИЛС, можно и какие-то другие документы объединять».

Премьер-министр обратил внимание на важный момент — безопасность. «Если мы переводим в «цифру» все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были самым надежным образом защищены от взлома и манипуляций», — заметил он.

К 2020 году россияне будут в полной мере использовать цифровую форму удостоверения личности

Электронный паспорт будет в двух видах. Как и во многих странах мира, «основным» документом станет пластиковая карточка с чипом. По форме она напоминает современные водительские права. Документ можно носить с собой, как привычный бумажный паспорт. Срок его действия — 10 лет.

Максим Акимов продемонстрировал образец электронного удостоверения с фотографией и нанесенной информацией, которая не меняется в течение жизни человека. Это фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, личная подпись, номер паспорта, дата выдачи и срок окончания действия. На чипе будут записаны остальные данные. «Это крайне защищенный документ с голографическим изображением, с криптографией российской, с QR-кодом, — объяснил он. — Подделка документа будет стоить несоизмеримо дороже и безопасность будет на порядок выше, чем в сфере обращения бумажных паспортов».

Новое удостоверение личности при его утере можно заблокировать за считанные минуты. Для этого, пояснил зампред правительства, достаточно позвонить в МВД или многофункциональный центр. Если же кто-то найдет документ, то он просто не сможет им воспользоваться. При обращении к базам данных будет отображаться информация о блокировке карты. «Поэтому я бы на месте мошенников не рискнул этого делать», — подчеркнул Акимов.

Для продвинутых граждан предполагается ввести дополнительную опцию — паспорт в формате мобильного приложения на смартфоне. Это также реализовано в некоторых странах мира. В этом случае безопасность тоже обещают обеспечить на должном уровне. Мобильное приложение «Мой паспорт», заявил вице-премьер Акимов, нельзя взломать, изменить или подделать независимо от мобильной платформы телефона.

С помощью приложения — через электронную подпись — можно будет совершать множество различных операций. «Например, для предъявления в аэропорту, на железнодорожном вокзале в билетной кассе. Не надо будет все время носить в кармане этот легкий документ. Нужно будет предъявить мобильное приложение», — обрисовал перспективы заместитель председателя правительства.

Вся технические аспекты для внедрения электронного паспорта проработаны. Иностранные компоненты не будут использоваться ни в криптоалгоритме, ни с точки зрения программного обеспечения, ни при производстве чипа, подчеркнул Акимов.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Инфографика «РГ»/Леонид Кулешов/Александр Чистов/Иван Петров

Медведев рассказал, как будут менять бумажные паспорта на электронные

2020-07-17T17:14

2020-03-03T15:04

https://ria.ru/20200717/1556621345.html

Медведев рассказал, как будут менять бумажные паспорта на электронные

https://cdn24.img.ria.ru/images/155662/02/1556620220_0:0:2881:1620_1036x0_80_0_0_e09e929433f4a0fd72f1dcd87e666724.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

17:14 17.07.2020 (обновлено: 15:04 03.03.2020)

51811

ГОРКИ, 17 июл — РИА Новости. Премьер-министр Дмитрий Медедев провел в подмосковных Горках совещание по внедрению электронного удостоверения личности в России. Глава правительства рассказал о подготовке процедуры и сроках замены бумажных паспортов. Ключевые заявления премьера — в материале РИА Новости.

Медведев заявил, что Россия должна перейти на цифровые паспорта к 2020 году, однако во время встречи возникло предложение внедрить электронный документ на два года раньше. Глава правительства согласился рассмотреть такую инициативу.

«Очевидно, что мы можем действительно быстрее отказаться от использования бумажных паспортов. Вот есть предложение сделать это на два года раньше, чем это планировалось изначально, то есть где-то в 2020 году. И на два года раньше первоначальных сроков заменить бумажные паспорта на электронные», — сказал Медведев.

При этом он отметил, что времени остается немного и уже сейчас необходимо определиться с основными параметрами электронного паспорта. В частности, нужно обозначить, что является оптимальным видом этого документа, что он должен содержать и как он будет защищен.

«Если мы все наши персональные данные в «цифру» переводим, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были все-таки самым надежным способом защищены от взлома и тем более манипуляций с ними», — отметил Медведев.

Премьер-министр также заявил, что переход на новый тип паспорта должен быть удобным. Так, до конца замены документа обычные удостоверения личности продолжат действовать.

«У многих людей, тем более у людей <…> в возрасте, у них есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода. К этому нужно относиться с вниманием и уважением», — отметил он.

Говоря о технической стороне вопроса, глава правительства заверил, что уровень развития технологий позволяет реализовать такой проект. Так, российские предприятия микроэлектроники готовы поставлять чипы для паспортов.

Медведев также обратил внимание на надежность инфраструктуры для внедрения электронных паспортов. По его словам, во время оцифровки большого массива данных нельзя допускать ошибок и нужно следить за тем, чтобы не было сбоев.

Как будет выглядеть цифровой паспорт

В свою очередь, вице-премьер Максим Акимов заявил, что выдача цифровых документов начнется в июле 2020 года, бумажные паспорта перестанут выдавать в 2020 году. Пилотным регионом станет Москва.

После совещания он показал журналистам образец нового документа размером с обычную пластиковую банковскую карту.

«Будет предусмотрена выдача человеку примерно вот такой карточки с чипом, с носителем, с возможностью бесконтактного чтения. Это крайне защищенный документ с голографическим изображением, криптография российская, с QR-кодом», — рассказал Акимов.

Он заверил, что подделка такого документа будет стоить несоизмеримо дороже, а для его блокировки будет достаточно нескольких секунд.

Кроме того, вице-премьер показал, что электронное удостоверение личности россиянина будет содержать информацию, которая в течение жизни не меняется.

«Эта карта будет действовать десять лет. Вот здесь написаны фамилия, имя, отечество, дата рождения, место рождения и срок действия документа. Естественно, данные миграционного учета — это данные о месте проживания, это водительские права, СНИЛС, ИНН», — отметил вице-премьер.

На обратной стороне образца карты расположены буквенный и QR-код, а также голографическое изображение владельца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: