Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установления

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей. Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения. Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Как установить сервитут на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Основное различие между публичным и частным обременением кроется в определении их на законодательном уровне. Согласно нормам гражданского законодательства сервитут выступает вещным правом, а нормы земельного права объясняют его как обременение права собственности.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением. Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения. Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Документы для регистрации

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Письмо об установлении обременения

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Образец письма об установлении сервитута — 1

Образец письма об установлении сервитута — 2

Образец письма об установлении сервитута — 3

Госпошлина и плата

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 2020 рублей, а для юрлиц – 2020 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Срок установления

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Судебный порядок

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Вопрос о возмездном или безвозмездном сервитуте не имеет четкого ответа в законодательстве. Если возник спор по вопросам выплаты соразмерной компенсации, суд вправе назначить проведение оценки. Определение специально уполномоченной организацией примерной стоимости впоследствии оговаривается сторонами.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения. При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц. Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 2020 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2020 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Земельный
эксперт

6571

Основания для установления сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Как установить публичный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Как установить частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 2020 рублей для физлиц и 2020 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: