Процедура и особенности регистрации иностранного гражданина по месту пребывания

Временная регистрация иностранных граждан

Временная регистрация (или миграционный учет) для иностранных граждан, приехавших в Россию, обязательна. Иностранец, у которого в России гражданство не получено, но желающий оформить право временного пребывания в стране, должен знать все о том, как производится процедура.

Во время ее прохождения иностранцев регистрируют для предоставления права на временное место пребывания. Иностранцу следует знать все о том, как ему зарегистрироваться, как выглядит регистрационный бланк, какие нужно собрать документы, разобраться с тем, как он получит уведомление об окончании процедуры, не имея при этом гражданства и т. д.

Для чего нужно становиться на миграционный учет

Всеми иностранцами в России обязательно должны подаваться данные о месте их нахождения в ГУВМ МВД . Там должны храниться все сведения про иностранного гражданина по месту его пребывания. Если иностранцем не были поданы данные сведения, ему будет грозить штраф.

В России действует закон о миграционном учете, согласно которому все иностранцы должны оповещать Управление по вопросам миграции МВД о своем передвижении по Российской Федерации. ГУВМ обязана в обязательном порядке отслеживать все моменты, касающиеся физического пребывания иностранных лиц в стране. Это касается только людей, не являющихся гражданами РФ и не имеющих прописки.

Иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее 7 дней после прибытия

Для чего МВД нужны записи про «иностранное движение» по стране? Территорию Российской Федерации защищает закон, следовательно, в своем законодательстве она имеет право выдвигать перед людьми определенные требования. Иностранные лица, не регистрирующие себя и не имеющие прописку, должны подавать сведения о себе в ГУВМ, чтобы в стране происходил контроль за движением мигрантов, не имеющих право пребывать в стране на постоянной основе.

Им может быть выдано право на временное пребывание в РФ. Без временной регистрации человек не может находиться в стране на законном основании. То есть он не имеет права пребывать или работать в России. Проживающих же иностранцев, не имеющих бланк о временной регистрации, ожидает штраф. Таким образом, проживание мигранта в России без оформления данного бланка по закону запрещено.

В 2021 году в законе о миграционном учёте граждан других стран появились изменения. Новые правила регламентируются ФЗ №163 от 27.06.2018 г., скачать который можно здесь. Теперь иностранец не может оформить прописку по месту трудоустройства. Однако, если гражданин другого государства, нанятый на работу, фактически проживает по адресу жилого помещения организации, то его поставят на миграционный учёт по рабочему адресу. Также несколько видоизменился список тех, кто может выступить в роли принимающего лица.

В августе того же года принимающую сторону обязали уведомлять сотрудников ГУВМ ещё и об убытии иностранца из места пребывания. Для этого даётся несколько способов:

  1. личное обращение в МВД по месту жительства;
  2. передача уведомления через МФЦ;
  3. отправка бланка почтой.

Познакомиться с текстом поправок к федеральному закону «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учёта по месту пребывания в РФ» можно здесь. Подробнее о нововведениях в миграционном законодательстве — на видео.

  

МВД тщательно следит за тем, чтобы регистрация приехавшего из-за рубежа гражданина была сделана обязательно. Это позволит иностранцу избежать проблем с законодательством. В ее оформлении есть ряд правил, которые нужно соблюдать. Особое внимание следует обратить на сроки, которые выделяются на то, чтобы граждане имели возможность сделать регистрацию иностранного гражданина.

Группы лиц, которые могут пребывать в России

Россию могут долговременно посещать следующие лица:

  • Иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание и нуждающийся в прописке. Лицам, имеющим данное разрешение и проживающим в РФ, не грозит штраф, даже если они не имеют визы.
  • Лицо проживает в России, имея вид на жительство. Регистрируя себя в ГУВМ, человек обязан предъявить документ, подтверждающий это. А также нужно будет предъявить другие документы.
  • Граждане стран-участниц ЕАЭС обязаны оформить временную регистрацию в РФ по истечении 30 дней со дня прибытия в РФ, для остальных – 7 рабочих дней, кроме граждан Таджикистана – для них 15 дней, для белорусов и украинцев – 90 дней без оформления временной регистрации.
  • Граждане стран, которые заключили с Россией договор о режиме без виз. Время действия договора — минимум 1 месяц. В данном случае сроков пребывания такого гражданина в России не предусмотрено.

Оформление временной регистрации для всех других лиц обязательно. А также у них должна быть оформлена виза. Ее вид зависит от цели приезда человека, например, она может быть туристической или деловой. 

Также узнайте, как можно продлить визу в Российскую Федерацию.

Туристическая виза в Россию

Иностранных граждан в РФ регистрируют либо по месту жительства, либо по месту пребывания. В зависимости от этого им может быть присвоена одна из таких категорий:

  • Временно пребывающие.
  • Постоянно проживающие.
  • Временно проживающие.

Миграционная карта выдается при пересечении границы и заполняется в это же время. После выезда из страны иностранный гражданин обязан вернуть миграционную карту пограничникам. Этим правилом не стоит пренебрегать, иначе будет грозить штраф. Однако категория лиц, имеющих вид на жительство здесь, освобождается от необходимости оформления данной карты.

Что делать, если миграционная карта потерялась? Если человек вовремя примет меры по ее восстановлению, то штрафа можно будет избежать. Он должен будет обратиться в ГУВМ и подать заявление о восстановлении утерянных документов в течение 3-х дней со дня утраты (порчи) документа. Далее, в УВМ заявителям дают уведомления, сообщая, к какому сроку им нужно явиться за документами.

Заявитель может попросить выслать ему восстановленную карту через почту или получить ее на месте. По времени процедура восстановления может занимать от 1 до 2 недель. Восстановление миграционной карты бесплатное.

Если иностранец является специалистом с высокой квалификацией, то, встав на учет в ГУВМ, он может получить право находиться в России до 3 лет.

Оформление регистрации по прибытии

Регистрацию иностранных граждан можно получить сразу же после приезда человека в РФ. Временно проживающие здесь лица должны в течение определенного срока по приезде подать в МВД сведения о себе. Это необходимо для того, чтобы встать на учет. Порядок оформления временной регистрации не предусматривает выплату госпошлины.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина через почту

Дня тех иностранных граждан, которые в течение установленного для страны гражданской принадлежности срока со дня пребывания в стране не встали на учет в МВД, предусмотрены штрафы.

Есть вариант заранее уведомить ГУВМ о своем прибытии с помощью почтовых услуг. В данном случае человеку нужно будет оплатить только услуги почты. Оформить временную регистрацию через почту проще, ведь нет необходимости стоять в длинных очередях. Таким образом, временная регистрация на почте выгодный, но ненадежный вариант, поскольку почтовое отправление может затеряться.

С регистрацией принимающей стороны иностранец получает право находиться на территории России с возможностью перемещения. Срок первичной временной регистрации — не более 3 месяца.

Правила временной регистрации иностранных граждан, прибывших в РФ:

  1. Российская прописка у иностранного гражданина может отсутствовать, но адрес его регистрации обязательно должен быть указан в уведомлении МВД о прибытии человека. ГУВМ МВД предоставляет человеку бланк-уведомление о том, что он встал на учет.
  2. Почта потребует от человека собственноручное заполнение им учетного бланка. МВД по почте регистрирует иностранца только в том случае, если он подал все необходимые документы. Служащий почты обязан поставить на отрывном талоне штамп. В данном случае срок регистрации не может превышать 90 дней. Но ее можно продлить.
  3. Временная регистрация иностранных граждан, приехавших в Россию по режиму без виз, предполагает предоставление ими копий таких документов, как миграционная карта и паспорт.

    Образец миграционной карты РФ

Оформление регистрации по месту жительства

Оформить временную регистрацию можно и по месту жительства. Но если иностранец намеревается жить в Российской Федерации в своей квартире, то он оформляет не временную, а постоянную регистрацию. Стоит заметить, что без наличия РВП или ВНЖ иностранный гражданин не сможет оформить постоянную регистрацию. Оформление документов на квартиру может происходить в стране, в которой проживает человек. Если он не имеет собственной квартиры, то в ГУВМ следует указывать адрес, по которому он будет проживать.

Регистрирует иностранец себя по адресу, где находится его жилплощадь. Хотя приезжие из-за рубежа могут и не проживать в своих квартирах, но в регистрационном бланке должны быть указаны адреса их расположения. Первым днем считается день приезда человека в его квартиру или день получения им вида на жительство.

Порядок подачи заявления:

  1. Документы нужно подавать в УВМ по месту пребывания, т.е. адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин будет пребывать. Среди них должно быть заявление. В последнем указываются такие данные: имя заявителя, дата его рождения, гражданство, паспортные данные, адрес, по которому он проживает в настоящий момент, и фактический адрес.
  2. К заявлению человек прилагает вид на жительство. А также прилагаются бумаги, подтверждающие то, что заявитель владеет жильем.
  3. В МВД человек обязан оставить ксерокопию своего паспорта. Государственная пошлина взимается за постоянную регистрацию иностранных граждан, её размер составляет 350 рублей, за временную регистрацию по месту пребывания пошлина не предусмотрена.  

Если заявитель предоставит полный пакет документов, то он получит отметку о регистрации.

Как поставить на учет в ГУВМ ребенка иностранного гражданина

Мать, которая не оформила временную регистрацию своему ребенку, не может находиться с ним на территории Российской Федерации. Регистрация ребенка происходит по аналогичным правилам, с теми же сроками. Таким образом, все дети иностранных граждан должны встать на учет не позднее указанного срока  со дня въезда в страну.

Однако есть несколько правил, соблюдать которые нужно обязательно, чтобы ребенок встал на учет в МВД:

  • Мать с детьми из Таджикистана может сделать временную регистрацию не позднее 15 дня с момента приезда в Россию.
  • Зарегистрировать ребенка из государств ЕАЭС можно не позднее 30 дней с момента приезда в РФ.
  • Для детей из Беларуси и Украины временная регистрация не нужна при нахождении в РФ не более 90 дней.

Продление срока временной регистрации

По истечении 90 дней срок временной регистрации иностранца истекает. Это означает, что если человек не продлит его, то страну придется покинуть. Рекомендуется заниматься продлением срока регистрации заранее, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Хотя, если приезжий не планирует оставаться в России дольше 3 месяцев, то продлевать его не имеет смысла.

Образец заявления о временной регистрации

Чтобы продлить данный срок, иностранный гражданин должен будет подать соответствующее заявление в ГУ по вопросам миграции по месту пребывания в РФ. Заявления, поданные позднее 2 недель до завершения срока временной регистрации, не будут приняты.

Пишется такое заявление в произвольной форме, однако есть несколько требований. В нем обязательно указываются следующие данные:

  • Полное имя заявителя.
  • Его гражданство.
  • Адрес его фактического и реального проживания.
  • Дата и место его рождения.
  • Паспортные данные.

Когда человек приносит в территориальный орган ГУ по вопросам миграции МВД РФ заполненное заявление, он также обязан предъявить удостоверяющий его личность документ и бумагу, обосновывающую необходимость в продлении срока временной регистрации.

Решение в ГУВМ по поводу продления срока будет рассматриваться в течение недели. Когда неделя пройдет, заявитель получит уведомление с просьбой прибытия в отдел ГУВМ МВД для оглашения ему решения. Кто принимает такое решение? Либо руководитель отдела ведомства, либо его заместитель.

Образец свидетельства о временной регистрации иностранного гражданина

Сейчас редко ставят отметки о продлении в миграционную карту, все сведения заносятся и хранятся в Центральном банке данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ).  Если же иностранный гражданин получает отрицательный ответ, то это решение выдается ему, и он должен расписаться. Затем он имеет определенное время для того, чтобы покинуть Российскую Федерацию. Также если регистрация не будет продлена, то иностранному гражданина грозит штраф.

В каких случаях человек может получить отказ

Иностранному лицу может быть отказано в постановке на регистрационный учет по таким причинам:

  1. Если между нанимателем и собственником не заключен официальный договор о найме.
  2. Договор о найме оформлен неправильно. Обязательное требование к такому договору: он должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции.
  3. Если собственник отказывается подавать заявление о необходимости делать наемному рабочему временную регистрацию.
  4. Если иностранец болеет тяжелым хроническим заболеванием, например, туберкулезом.

Моменты, на которые стоит обратить внимание:

    • Временная регистрация оформляется за 1 день.
    • Для того чтобы встать на учет в ГУВМ, нужно предоставить стандартный пакет бумаг.
    • Находиться в Российской Федерации без временной регистрации можно в зависимости от срока, предусмотренного законодательством РФ для страны гражданской принадлежности иностранного гражданина.
    • Чтобы продлить срок своего пребывания в стране, нужно предоставить бумагу, в которой будет значиться причина продления.
    • В регистрации иностранному лицу может быть отказано по ряду причин.

Таким образом, если своевременно обратить внимание на все правила и нюансы, связанные с данной процедурой, то проблем во время пребывания в России иностранные граждане смогут избежать. Также узнайте как оплатить госпошлину за регистрацию.

Порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, а также об их перемещениях.

С 1 января 2021 года на территории РФ действует новый Административный регламент, утвержденный приказом МВД РФ от 23.11.2017 года № 881.

Требованиями этого Регламента должны руководствоваться сотрудники подразделений по вопросам миграции при осуществлении миграционного учета иностранных граждан.

Миграционный учет включает в себя:

  • регистрацию иностранных граждан по месту жительства;

  • учет иностранных граждан по месту пребывания.

Сразу следует отметить, что иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ, то есть имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

В отличие от вышеуказанных категорий иностранных граждан, временно пребывающие в РФ иностранные граждане, то есть не имеющие ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание в РФ, подлежат только учету по месту пребывания.

В настоящей статье мы рассмотрим порядок учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания (миграционного учета по месту пребывания).

Процедура оформления разрешения на временное проживание в РФ рассмотрена здесь, вида на жительство здесь.

Основания для учета по месту пребывания

В соответствии с Федеральным законом местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ признается жилое помещение, не являющееся местом жительства или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания.

В соответствии с частью 2 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона, иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Таким образом, регистрация иностранных граждан по месту пребывания в отличие от регистрации российских граждан по месту пребывания может производиться не только в жилые, но и в нежилые помещения.

Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. В качестве основания закон также указывает отсутствие у иностранного гражданина места жительства.

Постановке на миграционный учет подлежат следующие категории иностранных граждан.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – по истечении 7 дней со дня прибытия в место пребывания.

Исключения составляют случаи, когда иностранный гражданин:

  • не имеет места жительства;

  • находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

  • осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

  • находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

  • находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

Временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Исключения составляю случаи, когда иностранный гражданин:

  • находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

  • находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

  • находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

Об особенностях регистрации по месту пребывания на территории РФ жителей ДНР и ЛНР вы можете узнать из содержания этой статьи.

Порядок постановки на учет по месту пребывания

В обязанности иностранного гражданина, подлежащего учету по месту пребывания, входит:

  1. По прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ.

  2. После направления принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания получить от нее отрывную часть бланка уведомления.

Все действия по постановке на учет по месту пребывания осуществляются принимающей стороной, иностранный гражданин не должен обращаться по этому вопросу в какие-либо организации и представлять необходимые документы.

Принимающая сторона, получив от иностранного гражданина документ, удостоверяющий личность и миграционную карту, обязана:

1. Представить в органы миграционного учета в установленные сроки уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Сделать это можно следующими способами:

  • непосредственно обратившись в орган регистрационного учета;

  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

  • в установленном порядке почтовым отправлением.

Принимающая сторона не имеет права изымать у иностранного гражданина представленные документы. Все документы, переданные принимающей стороне иностранным гражданином, подлежат возврату.

2. Передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

В некоторых случаях, предусмотренных Федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в место пребывания, может самостоятельно представить уведомление в орган регистрационного учета:

  • наличие документально подтвержденных уважительных причин, которые препятствуют принимающей стороне выполнить свои обязанности по направлению в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;

  • наличие у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории РФ, дает ему право заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

При получении органом миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания производится постановка указанных граждан на учет по месту пребывания.

Отметка, проставленная в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи, в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, является подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания.

Принимающая сторона

В соответствии с Федеральным законом, принимающей стороной при постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан является:

  • гражданин Российской Федерации;

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории РФ, то есть имеющий вид на жительство в РФ;

  • юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В отношении членов своей семьи в качестве принимающей стороны может выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, являющийся высококвалифицированным специалистам и имеющий в собственности жилое помещение на территории России.

Как зарегистрировать иностранного гражданина

Зарегистрировать иностранного гражданина по месту пребывания — это поставить физическое лицо, являющееся гражданином другого государства, на миграционный учет. Для этого необходимо в определенный законом срок: 1) подготовить документы; 2) обратиться в уполномоченный орган или МФЦ.

Кому и зачем нужна регистрация

Миграционная политика государства направлена на создание благоприятной обстановки внутри страны для своих граждан и приезжающих лиц. С этой целью Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ установлена обязанность иностранцев проходить регистрацию при пребывании или жительстве в РФ.

Регистрация иностранца осуществляется по месту жительства или по месту пребывания. Для наглядного понимания различий обратимся к таблице:

Критерий сравнения По месту жительства По месту пребывания
Основание регистрации

Жилое помещение, в отношении которого есть право пользования

Уведомление о прибытии
Государственная пошлина 350 руб. Отсутствует
Лицо, предоставляющее документы Иностранный гражданин Принимающая сторона

С какого момента исчисляется срок для подачи документов

Со дня получения документа, разрешающего проживание

Со дня прибытия в место пребывания
Вид первичного документа Заявление о регистрации Уведомление о прибытии
Результат Регистрация с проставлением отметки «Зарегистрирован по месту жительства»

Регистрация с проставлением отметки «Уведомление принято, поставлен на учет»

Независимо от того, осуществляется постановка на миграционный учет по месту пребывания или жительства, можно как зарегистрировать иностранного гражданина в своей квартире, так и по другому адресу.

Регистрация по месту пребывания

Внесение сведений в государственную систему миграционного учета — обязательное условие законного нахождения на территории РФ, поэтому уведомление о прибытии — обязательное требование.

На законодательном уровне установлено, за сколько дней надо зарегистрировать иностранного гражданина: такой срок составляет семь дней и исчисляется с момента прибытия в место пребывания.

Порядок регистрации по месту пребывания состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка документов. Определяется перечень, заполняется бланк уведомления.
  2. Обращение в территориальный орган миграционной службы или многофункциональный центр (МФЦ) — документы направляются на рассмотрение.
  3. В отрывной части уведомления ставится штамп о прибытии.
  4. Внесение сведений в государственную систему миграционного учета. Завершающий этап происходит без непосредственного участия иностранного гражданина или его представителя.

Подача уведомления о прибытии возможна посредством государственного органа миграционной службы или путем обращения в МФЦ. Иные варианты взаимодействия отсутствуют: зарегистрировать иностранца по месту пребывания онлайн сегодня невозможно.

При обращении необходимо предоставить следующие документы:

  • заполненное уведомление о прибытии иностранного гражданина;
  • паспорт;
  • миграционная карта, если она выдавалась;
  • копия документов, подтверждающих владение жилым помещением, где планируется временное пребывание иностранца.

Законодательством определено, на какой срок можно зарегистрировать иностранного гражданина: он составляет 90 из 180 календарных дней.

Регистрация по месту жительства

Постановка на учет по месту жительства осуществляется при обращении в государственный орган миграционной службы или МФЦ. Миграционный учет по месту жительства позволяет зарегистрировать иностранца в своей квартире, если основанием пользования жилым помещением является договор аренды или право собственности. Порядок регистрации по месту жительства установлен главой 3 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ.

Процедура представляет собой последовательность таких действий:

  1. Подготовка заявления и сбор прилагаемых документов.
  2. Оплата госпошлины — 350 руб.
  3. Обращение в территориальный орган миграционной службы.
  4. Получение отметки о регистрации.

При обращении по вопросу регистрации по месту жительства иностранец предоставляет такие документы:

  • заявление;
  • документ, устанавливающий право владения жилым помещением, где можно зарегистрировать иностранного гражданина для проживания;
  • паспорт;
  • документ, разрешающий проживание.

Граждане Узбекистана и миграционный учет

Регистрация для граждан Узбекистана осуществляется по общим правилам. Срок для направления уведомления в госорган составляет тоже 7 дней. Главы 3 и 4 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ устанавливают, как зарегистрировать гражданина Узбекистана в своей квартире и в другом жилом помещении с подтверждением основания пользования. Внесение в единую систему миграционного учета и получение отрывной части уведомления с отметкой сотрудника, принимающего документы, — последний этап в регистрации.

Чего ожидать и как себя защитить при отсутствии миграционного учета

Отсутствие регистрации иностранца порождает негативные последствия для принимающей и прибывающей стороны. Статья 18.9 КоАП РФ включает в себя 9 составов административных правонарушений за несоблюдение норм о пребывании на территории РФ.

Для юридических лиц, принимающих иностранцев, наказание является самым строгим и устанавливается в виде административного штрафа от 400 000 рублей до 500 000 рублей. Срок, в течение которого привлекают к ответственности за правонарушения такого характера, составляет один год. После вынесения постановления о назначении наказания за правонарушение по одному из пунктов ст. 18.9 КоАП РФ предоставляется 10 суток на обжалование. Спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, если к ответственности привлечено юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Среди доводов для оспаривания используйте следующие основания:

Основание Судебная практика
Неверно установлен субъект правонарушения

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 № 02АП-10232/2014 по делу № А28-9272/2014

Протокол и постановление по делу об административном правонарушении не содержат описание противоправности действий правонарушителя

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу № А28-4084/2013

Отсутствует объективная сторона правонарушения

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 № 04АП-2038/2015 по делу № А78-10519/2014

Если в результате рассмотрения дела административным органом правонарушитель признает свое противоправное действие (бездействие), можно обратиться в суд или орган, принявший решение, с требованием о снижении суммы штрафа. Для этого следует указать на обстоятельства, которые могут быть приняты во внимание. Рассмотрим их на примере следующей таблицы:

Обстоятельства Судебная практика
Тяжелое материальное положение

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017 № 04АП-7150/2016 по делу № А19-14130/2015

Избыточное ограничение прав

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу № А31-873/2014

Сниженный штраф соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 № 06АП-213/2021 по делу № А04-9330/2018

Процедура и особенности регистрации иностранного гражданина по месту пребывания

Миграционное законодательство России в 2021 году предполагает установление конкретных требований к подданным иного государства, желающих посетить страну. Одно из них – это регистрация иностранного гражданина по месту пребывания. Знание нюансов в данном случае позволит избежать проблем с законом и ФМС. Особое внимание стоит обратить на следующие позиции: срок постановки на учет для жителей разных стран, документы к предъявлению, бланк уведомления о прибытии иностранца и образец заполнения – все это может приобрести решающее значение для исключения препятствий при посещении РФ.

Какой срок регистрации для иностранных граждан?

Время, отведенное миграционным законодательством иностранным гражданам для постановки на учет, определяется страной, откуда прибыл человек. Для большинства государств срок регистрации составляет семь дней с даты прибытия к месту пребывания.

В отношении подданных государств ЕАЭС, куда входит Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия, установлен более продолжительный период, который составляет тридцать дней. Что касается жителей Таджикистана, то им отводится пятнадцать дней для постановки на учет.

Правила пребывания иностранного гражданина в РФ

Первичная миграционная регистрация иностранцев позволяет им находиться на территории России до 90 суток (точный срок зависит от страны).  По истечении отведенного периода человек должен либо покинуть страну, либо продлить право пребывания. При этом необходимо сделать это заблаговременно, а для прохождения повторной постановки на учет понадобится основание, которое будет признано достаточным для реализации процедуры. Помимо временных ограничений, иностранец в дни нахождения в России обязан придерживаться следующих требований:

  • уважать интересы и права других людей;
  • при изменении места жительства своевременно сообщить об этом факте в миграционную службу;
  • покинуть страну по истечении указанного срока действия визового документа;
  • соблюдать иные правила, предписанные миграционным законодательством.

Важно! В результате игнорирования установленных позиций иностранный гражданин может быть привлечен к уплате штрафа с последующим выдворением с территории Российской Федерации и наложением запрета на посещение страны в дальнейшем.

О чем нужно помнить при оформлении временной регистрации?

Постановкой на учет в миграционной службе обычно занимается принимающая сторона:

  • работодатель;
  • частное лицо;
  • руководство гостиницы, хостела и т.п.

Именно они ответственны за соблюдение сроков нахождения иностранца в России, поэтому должны быть осведомлены об основных требованиях, предъявляемых законодательством к тому, как должна быть реализована временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания:

  • постановка на учет должна быть осуществлена в соответствии с предъявляемыми временными ограничениями;
  • важно обеспечить иностранца финансово и местом для проживания;
  • в случае смены адреса жительства необходимо заблаговременно уведомить об этом сотрудников ГУВМ МВД России;
  • уведомление о прибытии обычно выполняется на фирменном бланке, но в случае с частной поездкой принимающему придется самостоятельно запросить образец в отделении уполномоченной структуры.

Основное, о чем нужно помнить всем участникам процедуры – это обеспечение соответствия выполняемых действий установленным законодательством правилам.

Куда обращаться для получения регистрации?

Для постановки на миграционный учет необходимо обратиться в территориальное подразделение ГУВМ МВД России. Доступны также варианты подачи уведомления принимающей стороной о прибытии иностранца через Многофункциональные центры или отделения Почты России. Однако рекомендуется использовать первый вариант, так как иные способы характеризуются определенной задержкой в обработке запросов, ведь они являются лишь посредниками между гражданами и миграционной службой.

Порядок действий при получении регистрации

Инструкция по постановке на учет иностранных граждан стандартна и обязательна для принятия к реализации, ведь при игнорировании конкретных правил не стоит рассчитывать на беспроблемное оформление. Итак, процедура происходит следующим образом:

  1. Подданный иного государства пересекает границу с Россией и получает миграционную карту.
  2. Принимающей стороной оформляется специальное уведомление о прибытии иностранца по месту прибытия для его последующей передачи в миграционную службу.
  3. Осуществляется проверка документов, после чего сведения о прибывшем заносятся в базу данных. На отрывной части уведомления ставится отметка об обработке запроса и передается заявителю (важно обеспечить его сохранность, так как вполне возможно, что в дальнейшем придется доказывать собственную правоту в суде).
  4. С этого момента иностранный гражданин на вполне законных основаниях находится в России – дополнительных действий не требуется, пока не истечет срок действия визы.
  5. По окончании времени, в течение которого нахождение подданного другой страны является законным, необходимо покинуть территорию РФ строго до последнего дня, когда разрешение еще действует.

Важно! Уведомлять миграционную службу нет необходимости, так как данная информация автоматически учитывается при выезде иностранца за пределы государства.

Пакет документов

Особенность миграционного законодательства РФ заключается в ответственности принимающей стороны за иностранца, поэтому немалая часть документов требуется от самого россиянина. Однако стоит для начала отметить сведения, которые необходимо предоставить подданному другого государства:

  • заграничный паспорт;
  • миграционная карта;
  • виза.

Касательно обязательного перечня для принимающего – полный комплект определяется статусом лица:

Физическое лицо Юридическое лицо
Паспорт гражданина РФ или удостоверение личности иностранца, проживающего в России на постоянной основе. Свидетельство о регистрации юридического лица.
Свидетельство о праве собственности жилой недвижимости как подтверждение наличия жилья для прибывающего. Данные по руководителю: приказ о назначении, паспорт, контактные сведения.
Справка с работы или выписка с банковского счета для доказательства достаточной платежеспособности – именно принимающий должен финансово обеспечивать иностранца. Трудовое соглашение с подданным иного государства.
Договор аренды или свидетельство о праве собственности.

Важно! Если в качестве принимающей стороны выступает работодатель, то он обязательно должен иметь аккредитацию, позволяющую использовать в качестве наемных рабочих иностранных граждан. В противном случае в постановке на учет будет отказано.

Особенности оформления регистрации для граждан некоторых стран

В зависимости от достигнутых международных соглашений для иностранных граждан, желающих посетить Россию, могут быть установлены различающиеся требования, касающиеся процедуры постановки на миграционный учет. Привилегии, ограничения или полноценные запреты определяются внешнеполитической обстановкой, поэтому вполне возможно, что со временем определенные ранее позиции могут быть изменены в соответствии с реальным положением государств. В 2021 году особенности оформления регистрации актуальны в первую очередь для граждан стран Евразийского экономического союза и жителей Таджикистана.

Украина

Несмотря на то, что ранее Правительство РФ приветствовало Украину как братскую республику, а сейчас отношения между ними достаточно напряженные, каких-либо ограничений в отношении украинцев не предусмотрено. Так, они должны зарегистрироваться в ГУВМ МВД России после пересечения границы в течение 7 дней. До 2021 года были установлены привилегии в отношении жителей Донецка и Луганска, но на данный момент они уже не являются актуальными. Однако имеются льготы в сроках пребывания: если для всей Украины они стандартны и составляют 90 дней, то для выходцев из ДНР и ЛНР период допустимого нахождения увеличен до 180 дней.

Беларусь

Данная республика входит в Союз, поэтому время, отведенное для оформления в миграционной службе после пересечения границы и прибытия к месту пребывания, составляет 30 дней. Каких-либо привилегий в отношении срока нахождения не предусмотрено – он также равняется 90 дням. Однако отдельные льготы актуальны для граждан республики Беларусь, которые решили воспользоваться шансом устроиться в российскую компанию по трудовому договору – в этом случае первичная регистрация может быть продлена до одного года.

Что примечательно, подданные данной страны достаточно редко регистрируются в миграционной службе, так как допустимый срок нахождения в стране без постановки на учет позволяет сделать все необходимые действия и вернуться на родину, что помогает избежать ненужных процедур и затрат.

Казахстан

В последнее время отношения между Казахстаном и Россией несколько осложнились в связи с высказываниями правительственных лиц братской республики. Несмотря на это, Казахстан все равно является членом Евразийского экономического союза, что подразумевает действие всех льгот, предусмотренных для стран участниц. То есть казах может пребывать на территории РФ без постановки на учет в течение 30 дней.

Касательно трудового договора: первичная регистрация также может быть продлена до одного года со всеми вытекающими удобствами.

Таджикистан

Эта страна находится в отдельном ракурсе рассмотрения правительственными кругами России. К примеру, это одна из двух республик, с которой РФ заключило международное соглашение о возможности иметь двойное гражданство. Несмотря на то, что Таджикистан не входит в ЕАЭС, в отношении его жителей, желающих посетить Россию, были разработаны дополнительные льготы. Так, если по стандарту постановка на учет должна быть проведена в течение 7 дней, в случае с гражданами Таджикистана срок увеличен до 15 дней.

Подобное решение объясняется достаточно просто: выходцы из данной республики используют РФ в качестве отличного плацдарма для трудоустройства и заработка. Правительство России понимает, что таким образом можно получить дешевую рабочую силу, поэтому были предприняты необходимые действия по снятию ограничений.

Армения

Признана в качестве одной из стран, входящих в Евразийский экономический союз. Как итог, обладает всеми предусмотренными привилегиями: постановку на учет в миграционной службе обязательна в течение 30 дней, а продление регистрации иностранного гражданина по месту пребывания при наличии трудового договора может быть реализовано вплоть до одного года.

Узбекистан

Не является участником ЕАЭС и не имеет каких-либо международных соглашений с Россией, касающихся сроков пребывания и постановки на учет. Поэтому все действия, предусмотренные законодательством в отношении иностранных граждан, необходимо выполнить в соответствии с указанными требованиями: обращение в ГУВМ МВД РФ должно быть осуществлено в течение 7 дней, а период пребывания не может превышать 90 дней.

Особенности оформления регистрации для ребенка

Несовершеннолетний иностранный гражданин, как и взрослый, обязан пройти процедуру регистрации в местном отделении миграционной службы после пересечения границы России и прибытии на место жительства. Сам процесс практически не отличается от стандартной инструкции, актуальной для подданных иного государства, возраст которых более 18 лет. Единственное несоответствие заключается в несколько ином списке требуемых документов. В остальном же придется соблюдать все ту же последовательность действий.

Сколько времени дается на регистрацию?

Нет каких-либо отличий в отведенном времени для взрослых иностранных граждан и для лиц, еще не достигших совершеннолетия. То есть постановка на учет должна быть осуществлена в течение 7 (15 или 30 – в зависимости от страны принадлежности) дней с даты прибытия.

Какие нужны документы?

Комплект документов, запрашиваемых для реализации регистрационных процедур, также не обладает излишними отличиями. Если уточнить, то общий перечень таков:

  • миграционная карта ребенка;
  • свидетельство о рождении – если его возраст не превышает 14 лет;
  • паспорт гражданина – при достижении 14 лет;
  • бумаги от принимающей стороны.

Важно! Дополнительно могут затребовать полис Добровольного медицинского страхования, если ребенок еще не вышел из стадии младенчества. Обусловлено это высокой вероятностью возникновения проблем со здоровьем в случае смены климата и привычных условий.

Заключение

Итак, следование нюансам и требованиям миграционного законодательства – первоочередная обязанность не только иностранного гражданина, претендующего на пребывание на территории России, но и принимающей стороны. Если проигнорировать необходимость в постановке на учет, то помимо уплаты штрафа, в отношении подданного другого государства может быть установлено ограничение на дальнейшее посещение страны. При постановке на учет основной акцент стоит сделать на сборе документов и их правильном оформлении – нужно понимать, что сотрудники миграционной службы имеют полное право отказать в принятии запроса, что в итоге может стать причиной пропуска сроков.

Макарова Наталья Николаевна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства1 в Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»2. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг7.

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»8.

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение9, а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона N 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

— фамилия, имя, отчество (при наличии);

— дата рождения;

— гражданство (подданство) (при наличии);

— наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

— адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

— миграционная карта (при наличии) и ее копия;

— документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь — в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики — 30 дней, граждане Республики Таджикистан — 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

——————————

1 Далее — «иностранные граждане», если не оговорено иное.

2 Далее — «Федеральный закон».

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее — «Федеральный закон N 115-ФЗ».

4 Высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств — членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

6 Далее — «Уведомление».

7 Далее — «МФЦ».

8 Далее — «Федеральный закон N 163-ФЗ».

9 В случаях, установленных Федеральным законом.

Подготовлены методические рекомендации по постановке иностранцев и лиц без гражданства на учет по месту пребывания. Речь идет в т. ч. об обучающихся в учебных заведениях.

Разъяснено, кто и как подает в миграционное подразделение МВД уведомление о прибытии иностранца. По общему правилу это обязана сделать принимающая сторона. Последней может выступать образовательная организация, если иностранный студент проживает в общежитии вуза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: