Перерасчет за коммунальные услуги по 354 постановлению с 2020 года

Основания для перерасчета за отопление в 2020 году. Как сделать корректировку оплаты?

Одной из популярных жалоб на коммунальные услуги является нарушение норм температуры в квартире. Закон четко ограничивает возможности недобросовестных управляющих компаний по снижению уровня подачи тепла в жилые и нежилые помещения. Рассмотрим, как добиться перерасчета коммунальных платежей за отопление в 2020 году.

Как происходит корректировка платы согласно постановлению № 354?

В течение календарного года плата за отопление производится равномерно, в соответствии с формулой, установленной Постановлением Правительства от 2020 года № 354. В случае изменений подачи тепла предусматриваются следующие варианты перерасчета:

  • в силу норм закона (постановления Правительства от 2020 года № 354 и ст. 157 ЖК РФ);
  • по заявлению собственника.

Пересчет за тепло со стороны государства

Перерасчет со стороны государства проводится автоматически. Гражданин не обязан самостоятельно обращаться в управляющую компанию, подавать заявление. В результате средства не возвращаются на счет в виде наличных денежных средств. Но следующий платеж уменьшается на сумму перерасчета. Однако не всегда пересчет бывает в пользу собственника. Зачастую с владельца помещения взыскиваются дополнительные денежные средства.

Как государство делает его за предыдущий год?

Рассмотрим, как делается пересчет за тепло со стороны государства. Постановление Правительства от 2020 года № 354 предусматривает корректировку счета за отопление для жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах 1 раз в год.

Величина компенсации рассчитывается по формуле:

Pi = Pk.пр x Si/Sоб – Pfn.i, где:

  • Pk.пр – это размер платы за тепло за минувший год определенный в соответствии с показаниями общедомового счетчика или исходя из нормативов (в случае отсутствия счетчика).
  • Si – это общая конкретной площади помещения.
  • Sоб – это общая площадь всех помещений многоквартирного дома или общая площадь жилого дома.
  • Pfn.i – это общий размер платы за отопления за минувший год.

С чем он связан?

П. 42(2) Постановления Правительства от 2020 года № 354 предусматривает основания для проведения перерасчета по инициативе государства. Если законодательством региона принимается решение об изменении способа оплаты за отопление, то управляющая компания в течение I квартала следующего года должна осуществить корректировку платежей за минувший год.

Когда такие действия являются незаконными?

Выясним степень законности пересчета за тепловую энергию на практике. Зачастую возникают незаконные перерасчеты за коммунальные услуги. Виновниками поборов являются управляющие компании. Доначисление платы за коммунальные услуги возможно за 3 прошедших года. В случае смены управляющей компании могут прийти повторные квитанции с перерасчетом. В такой ситуации необходимо представить квитанцию об оплате.

Начислении оплаты за коммунальные услуги должно проводиться строго в соответствии с формулами, указанными в Постановлении Правительства от 2020 года № 354. А перерасчет возможен только 1 раз в год. Проведение повторного перерасчета или применение других принципов исчисления недопустимо.

Куда жаловаться, если пришла квитанция с большой суммой в счете за тепловую энергию?

Собственники жилых и нежилых помещений не обязаны молчать в случае высоких счетов за коммунальные услуги. Оспорить неправомерное начисление можно в следующие органы:

  • управляющая компания;
  • государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор;
  • прокуратура;
  • суд.

Как составить жалобу на неправомерное начисление?

Жалоба должна быть оформлена в письменной форме.

Заявитель может оформить одну жалобу и разослать в разные уполномоченные органы.

Документ должен включать:

  • наименование уполномоченного органа;
  • данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
  • название документа;
  • информацию о поставщике услуг;
  • данные о посреднике (ТЖС, управляющая компания);
  • перечень нарушений;
  • ссылка на закон;
  • просьба о привлечении к ответственности;
  • перечень доказательств;
  • дата и подпись.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Корректировка со стороны жильца

Собственник имеет право инициировать перерасчет, если управляющая компания выполняет обязательства недолжным образом. Ст. 157 ЖК РФ предусматривает возможность пересчета платы за отопление в следующих случаях:

  • услуга, которая была предоставлена, не соответствовала нормативам;
  • услуга предоставлялась с перерывами, больше установленных законом.

Расчет коммунальных платежей должен осуществляться на основании показаний счетчиков. При их отсутствии за основу принимаются нормативы. В особых случаях могут применяться повышающие коэффициенты.

Основания

Собственник может требовать перерасчета при наличии следующих оснований:

  1. При отклонении от норм тепла в квартире. Принимается во внимание значительное различие температуры в дневное и ночное время. Также в случае температуры в жилом помещении ниже 18°С.
  2. Оформление субсидии. Не нужно путать с компенсацией оплаты за отопление. В случае оформления субсидии, счет в платежке должен быть уменьшен на установленную сумму. Если этого не произошло, необходимо подать заявление о перерасчете.
  3. Один или несколько радиаторов вышли из строя. В такой ситуации уменьшается теплоотдача поэтому гражданин получает право на перерасчет.

Температура не соответствует норме

Нормы температуры в жилом помещении регламентирован главой VI постановления Правительства от 2020 года № 354:

  • в жилых помещениях – не менее 18°С;
  • в угловой квартире – не менее 20°С;
  • если в течение 5 дней температура на улице составляет ниже 31°С, то температура в квартире должна быть не менее 20°С;
  • в угловой квартире – не менее 22°С.

В случае снижения температуры за каждый час необходимо снизить стоимость оплаты на 0,15%.

Нет обогрева из-за аварии

В течение отопительного периода должна осуществляться бесперебойная подача тепла. Однако никто не застрахован от аварийных ситуаций. Постановление Правительства от 2020 года № 354 регламентирует возможность прекращения подачи тепла в период отопительного сезона:

  • суммарно в течение календарного месяца – не более 24 часов;
  • при температуре в квартире от 12°С до нормы – не более 16 часов;
  • при температуре в квартире от 10 до 12°С до нормы – не более 8 часов;
  • при температуре от 8 до 10°С до нормы – не более 4 часов.

За каждый час превышения суммарного времени стоимость оплаты за отопление снижается на 0,15% (подробно о том, как рассчитывается стоимость отопления за 1 кв. м в 2020 году, читайте тут).

Отопительный сезон начался, а батареи холодные

В первую очередь необходимо убедиться, что причина отсутствия отопления не зависит от жильцов:

  • открыты краны на радиаторах отопления;
  • слой краски на радиаторах не превышает 1 см;
  • отсутствует воздушная пробка в батареях.

В случае если вина за отсутствие тепла лежит не на жильце, то необходимо составить акт. Для этого нужно пригласить представителя управляющей компании. А в случае его отказа от явки достаточно привлечь 2 соседей.

На основании акта нужно составить претензию в управляющую компанию. Если уполномоченный орган отказывается провести перерасчет и устранить нарушения, то необходимо подготовить иск в суд.

Что сделать для пересмотра оплаты?

Если управляющая компания не проявляет инициативы, то гражданин должен самостоятельно защищать свои права.

Порядок действий для получения пересмотра суммы в квитанции за расчетный период:

  1. Сбор документов и доказательств.
  2. Составление заявления.
  3. Направление жалобы в уполномоченный орган.
  4. Получение ответа.
  5. Обращение в суд.

Правом обращения с заявлением на перерасчет наделяется собственник жилого помещения или его представитель. Причем представитель должен подтвердить свои полномочия при помощи нотариальной доверенности.

Куда обращаться?

Изначально необходимо обратиться в управляющую компанию. Оформление жалобы в другие органы потребует наличие ответа от организации, которая обязана контролировать процесс предоставления коммунальных услуг.

Даже в случае отсутствия ответа, необходимо предъявить доказательства, что гражданин пытался решить ситуацию мирно.

Необходимые документы

Перечень документов для оформления жалобы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на помещение;
  • квитанции об оплате;
  • протокол учета расхода тепловой энергии;
  • акт приемки-сдачи тепловых ресурсов;
  • документ, регламентирующий тарифы на отопление в населенном пункте;
  • данные об объеме переданной тепловой энергии;
  • копия договора с поставщиком (узнать больше о заключении договора по теплоснабжению можно здесь);
  • акт о выявлении нарушений.

Большинство перечисленных документов необходимо запросить в управляющей компании. В случае отказа от предоставления сведений или игнорирования запроса, гражданин может обратиться в суд.

Обязательным документом для пересчета является акт о ненадлежащем предоставлении услуги.

Документ может быть составлен представителями управляющей компании или собственником лично в присутствии 2 свидетелей (не родственников).

В качестве свидетелей можно привлечь старшего по подъезду, председателя совета дома.

Как написать заявление?

Заявление на пересчет платы за отопление должно включать:

  • наименование управляющей компании;
  • данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
  • название документа;
  • причины для проведения пересчета;
  • сроки для принятия решения;
  • последствия отказа;
  • перечень документации;
  • дата и подпись.

В качестве последствий отказа указывается обращение в Роспотребнадзор, прокуратуру и суд.

Направление документов

В случае направления заявления необходимо получить доказательства о его вручении. Предусматриваются следующие варианты вручения:

  1. Лично. Документы и заявление вручаются секретарю. На копии заявления проставляется отметка о вручении и печать организации.
  2. Письмом. Необходимо выбрать заказное письмо с уведомлением о вручении.

Сроки процедуры

На основании ст. 31 ФЗ № 2300-1 от 2020 года управляющая компания должна предоставить ответ на заявление в течение 10 дней с момента получения документа. Исчисление срока начинается с момента вручения.

На каком основании могут отказать?

Не всегда заявление дает желаемый результат. В ряде случаев управляющая компания отказывает в пересчете коммунальных платежей. Ситуации, когда обращение в суд не даст результат:

  1. Засоры в радиаторах. Хотя ответственность за содержание батарей возлагается на управляющую компанию, сотрудники могут заявить об отсутствии жильцов при проведении профилактических работ. В лучшем случае удастся получить услугу по промыву радиатора.
  2. Наличие в стояках воздушных пробок. Управляющая компания не виновата в данной ситуации. Для устранения пробки нужно посетить квартиру, в которой она расположена. Однако свободный доступ есть не всегда.
  3. Тепловые потери. Снижение температуры в квартире может быть обусловлено плохим ремонтом. Например, щелями в окнах или дверях, отсутствием утеплителя в стенах.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Обращение в суд

Если управляющая компания отказывается добровольно урегулировать конфликт, то гражданин должен защищать свои права в суде. Порядок обращения в судебные органы:

  1. Подготовка документов.
  2. Оформление иска.
  3. Направление в суд.
  4. Получение судебного решения.
  5. Направление исполнительного листа в ФССП.

При обращении в суд гражданин имеет право на взыскание компенсации, на оплату морального вреда и на получение штрафа.

Дополнительно суд взыщет с управляющей компании крупный штраф в пользу государства.

Закон предусматривает возможность истребования пересчета с управляющей компании в случае ненадлежащего предоставления услуг. На практике такие требования направляются редко. В случае нарушения прав жильцы должны защищать свои имущественные интересы. Для этого можно привлечь юриста. Как показывает судебная практика, при наличии доказательств суд удовлетворяет требования истца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).

Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.

Когда можно ограничивать коммунальные услуги

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

Временно проживающие и временно отсутствующие пользователи

УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги?

Перерасчет коммунальных платежей возможен при проверке состояния приборов учета или при проверке достоверности представленных потребителем показаний приборов, при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, вызвавшего нарушение показателей, и в иных ситуациях.

Определение размера платы за коммунальные услуги

Плата за коммунальные услуги включает плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальные услуги также включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в таком доме либо способ управления не выбран или не реализован (ч. 4, 5 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за предоставляемые коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета за расчетный период, а при их отсутствии — из нормативов потребления коммунальной услуги.

Отметим, что норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю (п. 8 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306).

Если собственники помещений в МКД не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Аналогичным образом повышается плата при недопуске исполнителя два раза и более в помещение для проверки приборов учета (п. 60 (1) Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее- Правила № 354); п. п. 4, 26 (1) Приложения № 2 к Правилам № 354).

Следует учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту (п. 2 Критериев, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627; Письмо Минстроя России от 03.11.2016 № 36508-ОД/04 «О применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления»).

Действующее законодательство предусматривает ряд ситуаций, когда возможен перерасчет коммунальных платежей.

Ситуация 1

Если проверяется состояние приборов учета, с которых потребитель снимает показания, или достоверность показаний приборов, которые потребитель представил для расчета платы за коммунальную услугу.

При проверке может выясниться, что прибор учета находится в исправном состоянии, например пломбы на нем не повреждены, но его показания расходятся с теми, которые потребитель представил для расчета стоимости коммунальной услуги за расчетный период, предшествующий проверке.

В этом случае плата за услугу пересчитывается исходя из показаний прибора учета, которые сняли проверяющие.

После перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае он получит требование внести доначисленную плату, а во втором — уведомление об излишне начисленной плате. Обратите внимание на то, что излишне уплаченные суммы вам зачтут при оплате будущих расчетных периодов (п. 61 Правил № 354).

Ситуация 2

Если обнаружено, что нарушен порядок подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.

О несанкционированном подключении составляется акт, на основании которого потребителю направляется уведомление о необходимости устранения такого подключения и пересчитывается плата за коммунальную услугу. Потребителю доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Они рассчитываются как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты его устранения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, то плату доначислят начиная с даты предыдущей проверки прибора учета. Доначисление возможно не более чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение (п. 62 Правил № 354).

Ситуация 3

Если обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, находящегося у потребителя, вызвавшее нарушение показателей.

В этой ситуации плата за коммунальные услуги пересчитывается исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Перерасчет производится с даты установления пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, но не ранее чем с даты предыдущей проверки прибора учета и не более чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство (п. 81 (11) Правил № 354).

Ситуация 4

Если потребитель, проживающий в жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, временно отлучается на срок более пяти полных календарных дней подряд.

Перерасчет производится по заявлению потребителя. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, пересчитывает плату за них, исходя из количества полных календарных дней отсутствия потребителя. День отъезда и день возвращения домой не учитываются.

По этому основанию не пересчитывается размер платы за отопление, электроснабжение и газоснабжение для целей отопления жилых помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Кроме того, плату за услугу по водоотведению пересчитают, только если пересчитывается плата за коммунальную услугу по холодному или горячему водоснабжению (разд. VIII Правил № 354).

Ситуация 5

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уменьшается. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или по иным основаниям, предусмотренным законом.

При этом факт непредоставления и (или) ненадлежащего предоставления коммунальных услуг может быть подтвержден любыми средствами доказывания, предусмотренными законом, в том числе показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; разд. IX Правил № 354; Приложение № 3 к Правилам № 354; п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Ситуация 6

Если в жилых или нежилых помещениях полностью или частично отсутствуют индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета, но имеются коллективные (общедомовые) приборы учета и при этом помещения, площадь которых составляет более 50% площади всех помещений в многоквартирного дома, оборудованы распределителями.

По общему правилу в таком доме размер платы за отопление корректируется в I квартале года, следующего за расчетным годом. Более частая периодичность корректировки может быть установлена решением общего собрания собственников помещений, членов товарищества или кооператива, если оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода. На основании данных корректировки плату пересчитывают.

При этом в случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении оно приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями (п. п. 42 (1), 43 Правил № 354; п. 3 (4) Приложения № 2 к Правилам № 354).

Ситуация 7

Если при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода величина объема потребленной тепловой энергии имеет отрицательное значение. Такое возможно, если по определенной причине показания коллективного (общедомового) прибора учета окажутся меньше суммы показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, установленных во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

В этом случае плата за коммунальную услугу по отоплению в расчетном периоде не начисляется, а объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на данную отрицательную величину (п. 3 Письма Минстроя России от 26.06.2020 № 23464-ОГ/04; п. п. 3 (1), 3 (3) Приложения № 2 к Правилам № 354).

P.S. Образец заявления о перерасчёте см. в следующей публикации — Подробнее >>>

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: