Параметры договора аренды лесного участка в 2021 году

Аренда лесного участка: условия, порядок и форма договора

Земли, расположенные на территории нашей страны имеют различное предназначение и статус. Из этого статуса складывается порядок их использования и охраны. Любой участок земли подлежит охране государственными органами, кроме того закон выделяет критерии особо охраняемых зон. Они удостаиваются особого внимания со стороны органов власти, ограничены в обороте и не могут быть переданы в безраздельное владение частных лиц.

Среди особо охраняемых территорий находятся лесные участки, к ним относятся земли лесничеств и лесопарков. Чтобы отрезок земли считался земельным участком, он должен быть сформирован согласно требованиям земельного законодательства. Лес подлежит охране, так как он представляет материальную, экологическую и культурную ценность.

Аренда лесного участка: законодательство

Лесные земли не подлежат приватизации, их можно взять только для аренды, то есть временного использования. Раньше такие земли можно было получить в аренду только на торгах, теперь закон претерпел значительные изменения, которые будут рассмотрены дальше. Что не изменилось — земельный надел можно получить только в установленных законом целях.

  • Геологическое изучение недр. Если участок получен для такой цели, рубить деревья на нем нельзя, все что можно делать — проводить раскопки. Для подтверждения цели получения потребуются документы, оформленные геологической организацией.
  • Вырубка. Государство определяет территории подлежащие вырубке самостоятельно, получить такой участок можно реализуя инвестиционный план значимый для государства.
  • Рекреация. В лесу можно организовать место для отдыха: санаторий, базу отдыха, лагерь. Получить землю для таких целей не составит проблем, но стоит помнить, что построить на ней можно только временные сооружения, капитальная застройка запрещена. Исключения бывают редко, если есть планы по возведению капитальных строений лучше попытаться согласовать этот вопрос, чем оплачивать последующий их снос. Вырубать деревья при такой целевой аренде запрещено, можно убрать лишь отдельные экземпляры с разрешения компетентного органа.
  • Заготовка древесины. Для такой аренды придется подготовить лесосечную карту. Договор заключают только с организациями или ИП на период вырубки, после он расторгается.
  • Ведение сельского или лесного хозяйства. Предоставляется на установленный нормами закона срок, возможно возведение строений.

Исчерпывающий перечень целей, для которых можно получить лесную землю в аренду содержится в Лесном кодексе Российской Федерации. Цели можно сочетать между собой в одном договоре. Особенности и нюансы аренды устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства России и применяются на всей территории страны.

Условия аренды лесного участка

Под условиями понимаются пункты, без согласования которых действие договора не вступит в силу. Все существенные положения договора должны быть оговорены и прописаны, обе стороны должны четко понимать из соглашения в какие отношения они вступают. Наиболее важным условием при аренде является ее стоимость и срок.

Арендовать участок можно на срок от одного года до сорока девяти лет, этот параметр зависит от целей.

  • Минимум на 20 лет и максимум до 49 лет арендуем для организации охотничьего хозяйства.
  • Минимум на 10 лет и максимум до 49 лет для заготовки любых ресурсов освоения лесов по приоритетным инвестиционным проектам.
  • Минимум на один год и  максимум до 49 лет для строительства водных объектов или переработка ресурсов.
  • Максимум до одного года для проведения научных изысканий.
  • До 49 лет можно арендовать землю для геологических работ или работы с линейными объектами

Стоимость использования лесного участка определяется путем проведения аукциона, если его проведение предусмотрено в конкретной ситуации. Также она зависит от целей, для которых предполагается использовать участок. Окончательная сумма рассчитывается с учетом площади лесного участка. В зависимости от целей аренды устанавливается ставка платежа за гектар земли и за единицу ресурсов. Дороже всего арендовать землю для рекреационных целей.

Порядок аренды лесного участка

Порядок аренды подразумевает совокупность действий, которые надлежит совершить для получения участка в пользование на законных основаниях. Особо охраняемые территории нельзя просто приобрести в собственность. Более того, для их использования нужно, чтобы цели соответствовали критериям выделяемым законом.

Получить участок леса в аренду можно путем:

  • проведения аукциона —  если вы еще  не пользуетесь участком, и он не предоставлялся вам ни на одном из прав;
  • подачи заявления в орган являющийся собственником леса — в случае если это участок предоставлялся вам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и на нем имеются здания или сооружения находящиеся в собственности.

Самый распространенный путь проведение аукциона, так как на праве хозяйственного ведения и оперативного управления земли предоставлялись достаточно давно и большинство пользователей уже переоформили их в аренду.

  • Чтобы принять участие в торгах нужно подать заявку, внести залог и явиться в день проведения на площадку где проводятся торги. Аукцион, проводят путем повышения минимальной ставки фиксированными шагами. Минимальная ставка рассчитывается путем определения ставки за гектар земли и за единицу ресурса. Стоимость ставок определяется Правительством. Договор заключается в течение десяти дней, с лицом, предложившим максимальную ставку. После победы на торгах заключается договор, который представляется в Росреестр с пакетом документов для осуществления регистрации перехода права.
  • Если вы хотите получить землю без торгов, необходимо подать заявление собственнику участка и приложить к нему документы организации (выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП), документы подтверждающие необходимость получения участка, разрешительные документы на осуществление отдельных видов деятельности (например, лицензию на разработку недр, если цель получения земли состоит в этом) В заявлении нужно указать:
    • сведения о заявителе;
    • местоположение участка;
    • цель аренды, обоснование предоставления без торгов (должно предусматриваться законом);

Документы рассматриваются в течение тридцати дней с момента их подачи, после чего заявитель получает мотивированный ответ. Если принято положительное решение, заключается договор и осуществляется регистрация права.

Отказать в аренде могут по многим причинам, самые распространенные: ложные сведения поданные заявителем, невозможность предоставления конкретной земли под указанные цели, наличие притязаний третьих лиц на участок.

Типовой договор аренды лесного участка

Договор аренды разрабатывается лесным хозяйством, как правило, он имеет установленную форму, но отдельные условия стороны могут оговорить и прописать индивидуально.

В целом договор выглядит следующим образом:

  • В начале соглашения ставиться дата, описываются участники отношений, для этого нужно указать их наименование, контакты, реквизиты, распределить роли арендатора и арендодателя.
  • Обязательно необходимо четко описать предмет договора — для этого указываются полные координаты, кадастровый номер, размеры. Описываются сооружения, и другие объекты, если они есть.
  • Прописывается срок.
  • Необходимо описать порядок внесения платы за использование земли и способы передачи денег.
  • Чтобы избежать споров, необходимо расписать права и обязанности участников отношений аренды.
  • Ответственность нужно выделить отдельным пунктом и прописать отдельно все нюансы.
  • Порядок разрешения споров и условия досрочного расторжения — общие нормы закона содержат порядок регулирования этих вопросов, но для удобства сторон лучше оговорить их самостоятельно.
  • В конце должны быть указаны реквизиты и стоять подписи.

Если отдельные пункты в договоре вызывают сомнения, рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы не попасть в ситуацию, когда витиеватые формулировки ввели вас в заблуждение и фактически ограничили ваши права.

Нюансы при аренде лесного участка

  • Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому для получения в аренду нужно обращаться в органы федеральной власти. Муниципалитет правом на лес не обладает.
  • Получить для использования участок из заповедной зоны не получится.
  • Внимательно отнеситесь к обоснованию необходимости аренды, если в вашем заявлении будет недостаточная мотивировка, в аренде откажут.
  • Найти участок для получения в аренду, можно используя кадастровую публичную карту.
  • Запросить подробные сведения о земельном участке можно в Росреестре.
  • Чтобы избежать проблем после заключения аренды, рекомендуется проконсультироваться с юристом по поводу режима использования объекта и порядка проведения мероприятий по поддержанию благоприятной экологической обстановки.
  • При подаче документов придется оплатить государственную пошлину.
  • Обговорите возможность продления аренды на этапе подачи документов.
  • Участок нужно использовать в оговоренных целях, в ином случае арендатору грозит штраф, а в некоторых случаях уголовная ответственность.

Договор аренды лесного участка 2021 года

Главная » Предпринимателю »

Договор аренды лесного участка 2021 года

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Договор аренды 2021

Вместо ранее действовавшего договорно-разрешительного порядка использования лесов на основе договора и лесорубочного билета, ордера или лесного билета для снятия административных барьеров в ЛК РФ предусмотрен договорный порядок использования лесов путем заключения договора аренды.

Большинство видов использования лесов осуществляются на основе договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поэтому значение договора аренды лесного участка резко возрастает.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ (ч. 1 ст. 72 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Тем самым ЛК РФ устанавливает приоритет норм ЛК РФ в регулировании арендных отношений.

Правовое регулирование данного договора также осуществляется приказом Рослесхоза № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка».

В качестве общего правила в ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ч. 1 ст. 74).

Основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды. Договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

а) использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

б) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;

в) использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

г) использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

д) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

е) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛКРФ.

Существенной особенностью рассматриваемого договора является его целевой характер. Виды использования лесов обязательно указываются в заключенном договоре.

Арендодателем выступает соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. Ограничений по субъектному составу лиц, которые выступают арендаторами, ЛК РФ не устанавливает.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 ЛК РФ.

Подлежащий передаче в аренду лесной участок должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка осуществляется путем описания в договоре сведений о лесном участке, в том числе площади, его местоположения и границ, кадастрового номера. Кроме того, к договору прилагается кадастровая карта (план), которая является неотъемлемой частью договора.

Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. В отличие от ГК РФ, который допускает заключение договора без определенного срока (ч. 2 ст. 610), договор аренды лесного участка заключается на определенный срок, который определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ч. 4 ст. 72 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ устанавливает минимальный и максимальный срок заключения договора аренды по использованию лесов в предпринимательских целях — по общему правилу от 10 до 49 лет.

Однако ЛК РФ установил исключения из данного правила в ч. 3 ст. 72. Договор аренды лесного участка заключается от одного года до 49 лет при строительстве и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, при предоставлении лесных участков для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Данный договор заключается на срок до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ.

Гражданский кодекс РФ допускает признание договора аренды заключенным при отсутствии в нем условия о сроке (п. 2 ст. 610) и арендной платы (п. 1 ст. 614), поэтому по существу единственным существенным условием договора аренды является его предмет. Однако круг существенных условий договора аренды лесного участка существенно шире, хотя они в отличие от ранее действовавшего ЛК РФ предусмотрены не ЛК РФ, а Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка.

К ним отнесены:

1) подробные сведения о лесном участке;

2) срок договора;

3) виды использования лесов;

4) размер арендной платы, условия и сроки ее внесения;

5) объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

В отличие от других видов арендованного имущества, арендная плата по договору аренды лесного участка устанавливается только в денежной форме. Статья 73 ЛК РФ предусматривает различный порядок определения размера арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов и без их изъятия. В обоих случаях в основу определения арендной платы положен ее минимальный размер.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке. При использовании же лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Ставки платы, с учетом которых определяется арендная плата, устанавливаются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на лесные участки. Так, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ №310.

Важным является вопрос о возможности передачи арендованных лесных участков в субаренду. Лесной кодекс РФ запрещал субаренду участков лесного фонда.

Действующий ЛК РФ не регулирует данный вопрос, поэтому на отношения по субаренде распространяют свое действие правила ГК РФ, в соответствии с которыми передача арендованного имущества в субаренду допускается только с согласия арендодателя.

В литературе отмечается, что подобные распорядительные полномочия арендатора, с одной стороны, соответствуют поставленной законодателем задаче либерализации лесопользования, а с другой — их реализация может способствовать массовой скупке высокоплатежеспособными хозяйствующими субъектами прав аренды и передаче их другим структурам по своему усмотрению, что может вызвать негативные последствия как социального, так и экологического свойства.

Передача лесного участка в субаренду существенно затрагивает интересы арендодателя, может ухудшить условия использования лесных участков, поэтому с целью обеспечения интересов арендодателя в законодательном порядке необходимо предусмотреть правила о том, что при передаче лесного участка в субаренду запрещается изменять предусмотренный в договоре аренды вид использования лесов и объемы изъятия лесных ресурсов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим ЛК РФ круг обязанностей арендаторов лесных участков увеличился. Арендаторы обязаны в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы (ст. 88, 89 ЛК РФ), ежегодно представлять в установленном порядке лесную декларацию, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ возлагает обязанность по противопожарному обустройству лесов (в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и др., создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) на арендатора (ст. 53 ЛК РФ).

Кроме того, арендаторы обязаны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ).

Арендаторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность по заготовке древесины, осуществляют также лесовосстановительные мероприятия. Лесной кодекс РФ данные обязанности и бремя затрат возлагает на арендаторов, осуществляющих один из основных видов предпринимательской деятельности по использованию лесов — заготовку древесины. Арендаторы, осуществляющие другие виды деятельности, такой обязанности не несут.

Указанные обязанности имеют публично-правовой характер, однако конкретизация порядка и срока исполнения данных обязанностей осуществляется посредством внесения соответствующих условий в заключаемые договоры.

Таким образом, рассмотренные условия договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, свидетельствуют о существенных особенностях данного договора, сочетающего в себе частноправовые и публично-правовые элементы, что позволяет рассматривать его в качестве отдельного вида договора аренды.

Возросшее значение этого договора обусловливает необходимость сформулировать определение данного договора в ЛК РФ, в котором отразить его специальные признаки: «По договору аренды лесного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору лесной участок за плату во временное владение и пользование для осуществления одного или нескольких видов использования лесов, а арендатор обязуется уплачивать арендную плату, использовать лесной участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенными видами использования лесов и соблюдать установленные законодательством требования». Существенные условия договора аренды лесного участка следует предусмотреть в ЛК РФ, а не в подзаконном нормативном акте.

Денежно-кредитная политика 2021
Денежные средства 2021
Дивиденды 2021
Дисциплинарное взыскание 2021
Добавленная стоимость 2021

Назад | | Вверх

Изменение Земельного и Лесного кодексов с 1 июня 2021 года

1 июня 2021 года вступают в силу новые редакции Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Законодатели скорректировали правила предоставления лесных участков в безвозмездное пользование гражданам и организациям.

Редакцию Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ с 1 июня 2021 года изменил Федеральный закон от 18.12.2018 N 471-ФЗ. Определены новые правила и порядок передачи лесных участков в безвозмездное пользование.

Земельный кодекс

Изменилась редакция статьи 39.1 ЗК РФ «Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Теперь ее нормами предусмотрено, что право на земельный участок возникает, в том числе, при предоставлении в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда.

Лесной кодекс РФ

Значительно изменилась редакция статьи 9 Лесного кодекса РФ, которая регулирует:

  • постоянное (бессрочное) пользование лесным участком;
  • ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут);
  • аренду лесного участка;
  • безвозмездное пользование лесным участком.

В частности, определено, что право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, который предусмотрен гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ или другими федеральными законами. Уточняются права установления публичного сервитута в отношении таких земельных участков. Нормами статьи 24 ЛК РФ в новой редакции определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

По нормам статьи 38 ЛК РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) возможно:

  • с предоставлением или без предоставления лесного участка:
  • с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Конкретные условия определяет Правительство РФ. При таком использовании можно возводить на участках некапитальные объекты.

Новой статьей 74.2 ЛК РФ установлено, что договор безвозмездного пользования лесным участком заключается на срок от 1 года до 5 лет, без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица в случае отсутствия сведений о заявителе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателе лесных насаждений.

Еще одна новая статья 74.3 ЛК РФ регулирует порядок заключения типового договора безвозмездного пользования лесным участком, предусматривающего осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Определено, что такой договор должен утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для каждого вида использования лесов.

Кроме того, в Кодекс добавлена статья 74.4 ЛК РФ следующего содержания:

Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ.

Статьей 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений добавлено установление правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, а также установление правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Также такие органы госвласти РФ уполномочены утверждать типовой договор безвозмездного пользования лесным участком.

Геологическая разведка в лесу и другие поправки в ЛК РФ

Новая редакция статьи 21 ЛК РФ предусматривает, что в лесу возможно строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Статьей 25 ЛК РФ определено, что к видам использования леса, в том числе, относится осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

Кроме того, нормы ЛК РФ приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, термин «временные постройки» заменили на термин «некапитальные строения, сооружения».

Статья 32 ЛК РФ дополнена новым абзацем следующего содержания:

Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие некапитальные строения, сооружения на предоставленных им лесных участках.

По нормам статьи 35 ЛК РФ такие граждане также имеют право размещать в лесу некапитальные строения, а в соответствии с новой редакцией статьи 36 ЛК РФ такие объекты могут относится к охотничьей инфраструктуре, в том числе быть ограждениями.

Также разрешено возведение некапитальных объектов на лесных участках в соответствии с новой редакцией статьи 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности. Нормами статьи 43 ЛК РФ определены условия и порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. В частности:

  • участки для этих целей могут быть предоставлены в аренду или в отношении них может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 ЛК РФ;
  • можно использовать леса в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства;
  • использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2016, № 26, ст. 3887; 2018, № 1, ст. 55), подпунктом 5.2.144(1) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6586; 2016, № 2, ст. 325, № 25, ст. 3811, № 28, ст. 4741, № 29, ст. 4816, № 38, ст. 5564, № 39, ст. 5658, № 49, ст. 6904; 2017, № 42, ст. 6163; 2018, № 26, ст. 3866, № 27, ст. 4077, № 30, ст. 4735, № 45, ст. 6949, № 46, ст. 7056, № 52, ст. 8274; 2021, № 19, ст. 2301, № 24, ст. 3095), приказываю:

внести изменения в типовые договоры аренды лесных участков, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 № 693 (зарегистрирован Минюстом России 26.03.2018, регистрационный № 50525), согласно приложению к настоящему Приказу.

Исполняющий обязанности Министра С.Ю. Радченко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2021 г.
Регистрационный № 56130

Приложение к приказу
Минприроды России
от 14 марта 2021 № 161

Изменения, которые вносятся в типовые договоры аренды лесных участков, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 693

1. Абзац первый пункта 5.6 типового договора аренды лесного участка, содержащегося в приложении 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 693 (далее — Приказ), изложить в следующей редакции:

     «5.6. Арендодатель  вправе   отказаться   от  исполнения  настоящего

Договора в одностороннем порядке в случае невнесения Арендатором арендной

платы  2  и  более  раз  подряд  по  истечении  установленного  настоящим

Договором срока  платежа,  а  также  в  случае  невыполнения  Арендатором

либо  выполнения  Арендатором  мероприятий  по  воспроизводству  лесов  в

объемах, менее предусмотренных проектом освоения лесов,  в  течение  трех

лет подряд, уведомив об этом Арендатора в письменной форме за 30 дней  до

даты расторжения договора.».

2. Абзац первый пункта 5.5 типовых договоров аренды лесных участков, содержащихся в приложениях 2-4, 6-11 к Приказу, изложить в следующей редакции:

      «5.5. Арендодатель   вправе  отказаться  от  исполнения  настоящего

Договора  в  одностороннем  порядке   в  случае   невнесения  Арендатором

арендной платы 2 и более раз подряд по истечении установленного настоящим

Договором срока платежа, а также в случае невыполнения  Арендатором  либо

выполнения Арендатором мероприятий  по  воспроизводству лесов  в объемах,

менее предусмотренных проектом освоения лесов, в течение трех лет подряд,

уведомив об этом Арендатора  в  письменной  форме  за  30  дней  до  даты

расторжения договора.».

3. Абзац первый пункта 5.4 типовых договоров аренды лесных участков, содержащихся в приложениях 5, 16 к Приказу, изложить в следующей редакции:

     «5.4. Арендодатель  вправе   отказаться   от  исполнения  настоящего

Договора в одностороннем порядке в случае невнесения Арендатором арендной

платы  2  и  более  раз  подряд  по  истечении  установленного  настоящим

Договором срока платежа, а также в случае невыполнения  Арендатором  либо

выполнения Арендатором мероприятий по  воспроизводству  лесов в  объемах,

менее предусмотренных проектом освоения лесов, в течение трех лет подряд,

уведомив об этом  Арендатора в  письменной  форме  за  30  дней  до  даты

расторжения договора.».

4. В типовых договорах аренды лесных участков, содержащихся в приложениях 12-14 к Приказу:

а) подпункт «л» пункта 3.4 изложить в следующей редакции:

     «л) осуществлять   мероприятия   по    воспроизводству    лесов    и

лесоразведению в соответствии  с  законодательством Российской Федерации,

проектом   освоения   лесов,   проектом   лесовосстановления  и  проектом

лесоразведения;»;

б) абзац первый пункта 5.4 изложить в следующей редакции:

     «5.4. Арендодатель   вправе   отказаться  от  исполнения  настоящего

Договора в одностороннем порядке в случае невнесения Арендатором арендной

платы  2  и  более  раз  подряд  по  истечении  установленного  настоящим

Договором срока платежа, а также в  случае невыполнения Арендатором  либо

выполнения   Арендатором   мероприятий   по   воспроизводству   лесов   и

лесоразведению    в    объемах,    менее     предусмотренных     проектом

лесовосстановления и проектом лесоразведения соответственно, уведомив  об

этом Арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения

договора.».

5. В типовом договоре аренды лесного участка, содержащемся в приложении 15 к Приказу:

а) подпункт «л» пункта 3.4 изложить в следующей редакции:

     «л) осуществлять    мероприятия    по    воспроизводству   лесов   и

лесоразведению в соответствии с законодательством  Российской  Федерации,

проектом   освоения   лесов,   проектом  лесовосстановления   и  проектом

лесоразведения;»;

б) абзац первый пункта 5.5 изложить в следующей редакции:

     «5.5. Арендодатель   вправе   отказаться  от  исполнения  настоящего

Договора в одностороннем порядке в случае невнесения Арендатором арендной

платы  2  и  более  раз  подряд  по  истечении  установленного  настоящим

Договором  срока  платежа, а также в случае невыполнения Арендатором либо

выполнения   Арендатором   мероприятий   по   воспроизводству   лесов   и

лесоразведению    в    объемах,    менее     предусмотренных     проектом

лесовосстановления и проектом лесоразведения соответственно, уведомив  об

этом Арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения

договора.».

С 1 марта 2017 г. типовые договоры аренды лесных участков должны предусматривать осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В связи с этим Минприроды России уточнило особенности одностороннего отказа арендодателя от исполнения таких договоров для отдельных видов использования лесов. Он может отказаться от исполнения договора, если арендатор в течение 3 лет подряд не выполнял или выполнял не в полном объеме, предусмотренном проектом освоения лесов, лесовосстановления или лесоразведения, мероприятия по воспроизводству лесов и (или) лесоразведению.

Также скорректированы обязанности арендаторов по договорам аренды для отдельных видов использования лесов. Теперь они должны выполнять мероприятия по лесоразведению.

Все про порядок оформления договора аренды лесных участков и его особенности

Государство предоставляет гражданам возможность брать в аренду не только стандартные земельные участки для строительства на них жилья и для иных целей, но и лесные массивы, составляющие лесной фонд РФ.

По сравнению с общим порядком пользования землей аренда лесов имеет ряд ограничений, но они не лишают человека возможности вести хозяйственную деятельность, получать прибыль и проводить рекреационные мероприятия.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Законодательство

Общие положения об отношениях аренды излагаются в первом параграфе 34 главы Гражданского кодекса. Нюансы аренды земельных участков, такие как порядок предоставления лесных массивов и заключение договора аренды лесного участка их использования, описываются в главе 6 Лесного кодекса.

Статья 101 Земельного кодекса определяет земли лесного фонда. Сюда относятся:

  • Земли, покрытые лесами;
  • Земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (пожарища, вырубки);
  • Земли, на которых находятся хозяйственные объекты, обслуживающие лесное хозяйство (дороги, болота, просеки).

Арендаторами могут быть как физические и юридические лица.

Арендодателями и уполномоченными органами по этому вопросу выступают представители органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Лесные земли предоставляются в пользование для следующих целей (ст. 25 ЛК):

  • Заготовка и переработка лесных ресурсов;
  • Охотничья деятельность;
  • Научно-исследовательская деятельность;
  • Предоставление рекреационных услуг;
  • Возведение гидротехнических сооружений (водохранилища, порты);
  • Изучение земных недр, исследование месторождений ископаемых.

Аренда может предоставляться как для одной из перечисленных целей, так и для нескольких сразу. Возможно предоставление лесных участков сразу нескольким арендаторам для различных целей, если характеристики участка позволяют арендовать и проводить многоцелевое использование.

Оформление договора

Предоставление участка проходит двумя путями: через прямое заключение договора аренды участка лесного фонда с государственными органами и через проведение аукционных торгов.

Аукционный порядок реализуется во всех случаях, кроме использования лесов в следующих целях:

  • Охотничья деятельность;
  • Строительство и обслуживание линейных объектов;
  • Заготовка древесины для использования ее с целями, определенными статьями 43-46 ЛК (строительство гидротехнических объектов, разработка недр).

В этих случаях между арендатором и государством договор заключается без аукциона.

Для его заключения необходимо составить заявление и отправить его в уполномоченные органы.

В заявлении указываются такие реквизиты, как:

  • Если заявление отправляется от имени юридического лица, то указываются его наименование, организационное форма, адрес регистрации. Если заявление подает гражданин (в т.ч индивидуальный предприниматель), то указываются его паспортные данные и место проживания;
  • Местонахождение и площадь лесного участка;
  • Цель и способ использования участка, указание на правовые нормы, подтверждающие приемлемость этих целей;
  • Требуемый срок аренды;
  • Кадастровый номер участка;
  • Данные о предварительном решении предоставления участка в пользование. Указываются в случаях, когда участок образовался в силу такого решения.
  • Контактные данные.

Образец заявления о предоставлении права аренды лесного участка можно скачать здесь.

К заявлению необходимо приложить документы:

  • Если от имени заявителя выступает другой человек, то он представляет доказательства правомочности своего представительства;
  • Документы, подтверждающие необходимость целевого использования участка.

Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующие документы:

  • Данные о нахождении на налоговом учете;
  • Подтверждение права собственности на находящиеся на лесном участке объекты (если такие имеются);
  • Лицензию на использование земных недр (если необходима).

Возможно самостоятельное предоставление этих данных заявителем.

Уполномоченный орган извещает заявителя о своем согласии или отказе на предоставление аренды в течение двух дней после принятия решения. Само решение принимается в течение 30 дней с получения всех документов.

На подготовку типового договора аренды лесного участка дается 3 дня с момента принятие решения, он подписывается в течение 10 дней с этого момента.

Типовой договор содержит следующие пункты (перечислены по порядку):

  • Дата и место заключения;
  • Наименование арендодателя (органа власти), а также ФИО и должность его уполномоченного лица;
  • Основания действия договора – соответствующие статьи ГК и ЛК;
  • Данные арендатора (юр. лица или гражданина);
  • Решение, являющееся основанием предоставления участка в аренду (протокол о результате аукциона или решение органа власти);
  • Собственник участка (государство или муниципалитет);
  • Площадь и местонахождение участка;
  • Арендная плата;
  • Права и обязанности, ответственность сторон;
  • Порядок изменения и расторжения;
  • Срок действия;
  • Дополнительные условия;
  • Подписи сторон.

Образец типового договора о праве аренды лесного участка можно скачать здесь.

К договору прилагаются такие документы, как акт приема-передачи участка, регламент начисления арендной платы и ее расчет, подробные характеристики и план участка.

Договоры могут заключаться только в отношении тех лесных участков, по которым было проведено проектирование силами государственных органов.

В ходе проектирования составляется подробная документация обо всех характеристиках участка, которая и прикладывается к соглашению.

Как правило, государство ограничивает возможность предоставления участка в

субаренду. Требуется, чтобы условия субаренды были полностью аналогичными условиям аренды во избежание нецелевого использования земель лесного фонда.

На арендатора налагается больший круг обязанностей, чем при использовании прочих видов собственности. Арендатор обязуется обеспечивать противопожарную безопасность лесов, поддерживать их приемлемое санитарно-гигиеническое состояние.

Информация об арендаторах хранится в Реестре арендаторов лесных участков.

Он публикуется Рослесхозом каждого региона, его можно найти в открытом доступе на государственных информационных порталах (www.data.gov.ru). В реестрах указывается наименование организации или ФИО арендатора, его юридический адрес и способ использования участка

Аукцион

Аукцион на право заключения договора проводится во всех случаях, кроме предусмотренных статьями 36 и 43-46 ЛК.

Организаторами аукциона являются государственные органы или уполномоченные на основании договора с государством организации. Организатор размещает извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до его начала. В извещении должна содержаться такая информация, как предмет аукциона и его характеристики, место и дата начала и окончания подачи заявок, начальная цена объекта торгов.

Начальная цена определяется в порядке, изложенном в статьях 73 и 76 ЛК.

Организатор подготавливает проектный план участка, его кадастровую документацию, проект арендного договора, а также определяет «шаг аукциона», то есть значение повышения цены в ходе торгов. «Шаг аукциона» не должен превышать 5% от начальной цены.

В заявке на участие указываются личные данные физического лица, наименование и организационная форма юридического лица, местонахождение, реквизиты счета в банке. Участник должен внести аукционный задаток и приложить к заявке чек о его уплате. Отказ от предоставления права участия в торгах может быть дан на основании непоступления задатка, процесса банкротства предприятия, отсутствия в заявке необходимой информации.

Порядок проведения аукциона стандартен: начальная цена увеличивается на «шаг аукциона», каждая цена объявляется три раза, если после третьего раза никто ее не повышает, то последний объявивший цену участник признается победителем, что фиксируется в протоколе. Экземпляр протокола прикрепляется к договору. Он подписывается в течение 10 дней после завершения аукциона.

Остальным участникам возвращаются их задатки в течение 5 дней.

Если на аукционе аренды участков лесного фонда присутствует только один участник, то он автоматически признается победителем, он обязуется заключить договор аренды в течение 20 дней

Если на приобретение права аренды за начальную цену никто не согласился после ее троекратного объявления, торги объявляются несостоявшимися.

Сроки

Отличительной чертой договоров аренды лесных участков является их неотъемлемый срочный характер.

В этом Лесной кодекс корректирует общие положения ГК, где допускается бессрочное действие договора.

Максимальный срок, на который может быть заключено соглашение – это

49 лет. Но арендатор имеет право на продление договора в том случае, если он надлежащим образом исполнял его условия и своевременно вносил арендную плату.

Минимальный срок договора аренды лесного участка равен 10 годам, за исключением случаев предоставления участков с целью обработки древесины и строительства и эксплуатации сооружений гидротехнической направленности. Здесь минимальный срок составляет один год.

Переуступка

Переуступку следует отличать от субаренды. Если во втором случае отдается в пользование лишь некоторая часть объекта при сохранении приоритетного права его использования за первичным арендатором, то при переуступке право аренды отдается третьему лицу полностью и безвозвратно.

Законодательство накладывает на этот процесс одно ограничение – переуступка должна происходить с официального согласия арендодателя, то есть государства.

Государство, в свою очередь, заинтересовано в продолжении целевого и рационального использования лесного участка, поэтому на практике оно тщательно проверяет потенциального арендатора перед тем, как позволить передать ему право пользования.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: