О разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 11.4. Раздел земельного участка

СТ 11.4 ЗК РФ

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Комментарий к Статье 11.4 Земельного кодекса РФ

В результате раздела земельного участка образуются новые земельные участки, а исходный земельный участок прекращает свое существование. Образование земельных участков путем раздела исходного земельного участка может иметь место только в тех случаях, когда земельный участок является делимым.

В соответствии с п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ неделимым является земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ. В связи с этим можно сделать вывод о том, что все иные земельные участки, раздел которых можно осуществить без нарушений предусмотренных ЗК РФ требований, являются делимыми.

Однако необходимо учитывать, что земельный участок при решении вопроса о его делимости или неделимости нужно рассматривать не только с точки зрения его понимания как объекта земельных отношений, но и с учетом того, что земельный участок является объектом гражданских прав <1>.
———————————
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2020 г. N 119-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 6 и пунктами 3 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации» .

Согласно п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. Ярким примером невозможности раздела земельного участка ввиду необходимости сохранения его назначения является п. 2 ст. 258 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 11 июня 2020 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <1>, которыми предусматривается, что земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. В литературе отмечается, что эти запреты обусловлены необходимостью сохранения фермерского хозяйства как производственной структуры <2>.
———————————
<1> СЗ РФ
. 2003. N 24. Ст. 2249; 2013. N 52. Ст. 7011.

<2> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3-х т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. Т. 1.

Таким образом, вопрос о разделе земельного участка не во всех случаях может решаться только путем оценки возможности соблюдения технических требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку законодательством могут предусматриваться и иные правила, связанные с существованием особенностей оборота определенных земельных участков как объектов гражданских прав.

Согласно п. п. 4 и 5 комментируемой статьи раздел земельных участков, предоставленных некоммерческим организациям, созданным гражданами для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также земельных участков, предоставленных лицам, с которыми в порядке, предусмотренном ГрК РФ, заключен договор о комплексном освоении территории (ст. 46.4 ГрК РФ), осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (ст. 43 ГрК РФ), что объясняется особенностями образования и предоставления земельных участков для указанных целей (см. комментарий к ст. ст. 11.3, 39.8, 39.10 Земельного кодекса РФ).

В случае раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривается возможность сохранения земельного участка, раздел которого осуществлен в измененных границах. В таком случае наряду со сведениями об образуемом или образуемых земельных участках в межевой план также включаются сведения о земельных участках, сохраняющихся в измененных границах <1>.
———————————
<1> Подпункт 4 п
. 3 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. N 921.

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и выделенного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, законодатель предоставил правообладателю такого земельного участка право самостоятельно подготовить схему расположения образуемых в результате такого раздела земельных участков на кадастровом плане территории. Это представляется вполне логичным, поскольку в соответствии со ст. 11.8 ЗК РФ у правообладателя возникают права на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Комментируемая статья не содержит указания на то, что образуемые земельные участки должны быть смежными, т.е. иметь хотя бы одну общую границу (по аналогии, например, с объединением земельных участков (см. комментарий к ст. 11.6 ЗК РФ)). Это объясняется тем, что в настоящее время Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» допускается возможность проведения кадастровых работ и оформления межевого плана в отношении:

— земельных участков, границы которых представляют собой совокупность контуров, отделенных друг от друга иными земельными участками или землями (многоконтурный земельный участок);

— земельных участков, государственный кадастровый учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2020 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и которым при осуществлении такого учета было присвоено наименование «единое землепользование» (единое землепользование);

— частей многоконтурных земельных участков, границы которых представляют собой совокупность контуров, не имеющих между собой общих характерных точек (многоконтурная часть).

О разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) получены письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.05.2014 N 14-06006/14 и от 20.06.2014 N 14-08444/[email protected] (далее — Письма), содержащие разъяснения положений статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в том числе по вопросу раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Согласно позиции, изложенной в Письмах, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы одновременно сразу все земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, либо могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

То есть способ образования земельного участка может быть выбран заинтересованным лицом.

Позиция Учреждения по данному вопросу следующая: если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, раздел такого земельного участка должен осуществляться только путем раздела с сохранением данного земельного участка в измененных границах.

Учреждение исходит из того, что в образовании земельных участков путем раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, то есть предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан или находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — Исходные земельные участки), могут быть заинтересованы различные лица, которые могут формировать земельные участки как вместе, так и по отдельности (например, члены садоводческого товарищества, которые хотят оформить свои права на используемые садовые земельные участки). По этой причине разделить Исходный земельный участок сразу на необходимое количество земельных участков сложно. Кроме того, в садоводческом товариществе в любом случае часть территории будет использоваться как земли общего пользования (улицы, проходы, проезды, участок под зданием правления садоводческого товарищества и т.п.).

Если одним из заинтересованных лиц (либо группой, состоящей из нескольких заинтересованных лиц) необходимый ему земельный участок будет образован путем раздела без сохранения Исходного земельного участка в измененных границах, произойдет следующее.

На государственный кадастровый учет будут поставлены два (или более) земельных участка, одним из которых будет земельный участок, представляющий собой оставшуюся часть Исходного земельного участка (далее — Оставшийся земельный участок).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таких земельных участках будут носить временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

С учетом пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок ведения ГКН), с момента государственной регистрации права на образованный земельный участок «временный» статус сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке изменится на «учтенный», а статус сведений государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке — на «архивный».

В указанном случае до государственной регистрации права на образованные земельные участки иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости границы таких земельных участков будут пересекать границы Оставшегося земельного участка, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Если Оставшийся земельный участок будет указан в качестве преобразуемого (исходного для земельного участка, необходимого иным заинтересованным лицам), то орган кадастрового учета примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, то это является основанием для отказа в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Учреждение обращает внимание, что законодательно срок, в течение которого заинтересованное лицо должно зарегистрировать права на образованный путем раздела и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости, не ограничен. Единственное ограничение такого срока содержится в части 4 статьи 24 Закона о кадастре, согласно которой, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, и, следовательно, такой объект недвижимости не может быть объектом государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков. При этом положения данного пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда государственная регистрация прав на Оставшийся земельный участок не будет осуществлена, и иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку орган кадастрового учета будет иметь основания для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре или для отказа в осуществлении кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (до момента, пока сведения о данном Оставшемся земельном участке не будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости).

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения ГКН в отношении преобразуемых объектов недвижимости «учтенный» либо «ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Поскольку в действующей редакции пункта 53 Порядка ведения ГКН отсутствует указание на то, что статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях должен меняться после государственной регистрации прав на все образованные объекты недвижимости, то сведениям государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке будет присвоен статус «архивный», даже после регистрации права на один из образуемых путем его раздела земельных участков.

Если по каким-то причинам права на Оставшийся земельный участок не будут зарегистрированы в течение пяти лет со дня постановки его на учет, то сведения государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. То есть в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения как об Исходном, так и об Оставшемся земельных участках (например, сведения о земельном участке, предоставленном садоводческому товариществу).

Учреждение полагает, что необходимо учитывать также следующие моменты:

с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии со статьей 20 Закона о кадастре может обратиться любое лицо, в том числе не имеющее необходимых документов для государственной регистрации права на такой образованный земельный участок;

даже при своевременной регистрации права на образованные земельные участки (в том числе Оставшийся земельный участок) у иных заинтересованных лиц будут возникать сложности при подготовке необходимых для кадастрового учета документов, поскольку в межевом плане, предоставляемом в орган кадастрового учета, необходимо будет указать кадастровый номер Оставшегося земельного участка, а при подаче заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости быть уверенным в «учтенном» статусе сведений государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке, а также что ранее не было подано иное заявление о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела Оставшегося земельного участка.

Учреждение обращает внимание, что даже если одно из заинтересованных лиц решит применить процедуру раздела, при которой Исходный земельный участок прекращает свое существование, то у иных заинтересованных лиц возникают проблемы при реализации их права на регистрацию права собственности на земельный участок (например, на используемый членом садоводческого товарищества садовый земельный участок).

С учетом изложенного, по мнению Учреждения, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка должен осуществляться только с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Учреждение просит пересмотреть изложенную в Письмах позицию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о возможности выбора заинтересованным лицом способа раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ.

Директор
А.В.Голиков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Нормирование в строительстве и ЖКХ,
N 5, 2020 год

Как разделить земельный участок?

Раздел земельного участка, в соответствии с Земельным кодексом РФ, является одним из способов образования новых земельных участков наряду с выделом, объединением и перераспределением земельных участков и имеет свои особенности.

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки (исходный), прекращает свое существование, за исключением некоторых случаев.

Так, если земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Вторым вариантом, когда исходный (разделяемый) земельный участок сохраняется, является раздел земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки.

Образование земельных участков путем раздела, когда есть несколько собственников исходного земельного участка, возможно на основании соглашения таких собственников или по решению суда.

Требования к земельным участкам, образуемым путем раздела.

Разделить земельный участок возможно, когда вновь образуемые участки земельные участки отвечают требованиям предельных размеров земельных участков.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Порядок действий при разделе земельного участка:

1. Проведите кадастровые работы по межеванию земельного участка;

Для межевания земельного участка заключите договор с кадастровым инженером, который проведет работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, изготовит межевой план и сформирует кадастровое дело на земельный участок.

Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В ходе проведения межевания потребуется составить и в установленном порядке подписать у собственников смежных земельных участков акт согласования границ. При этом, важно надлежащим образом известить заинтересованных лиц, дабы избежать, в дальнейшем, споров и возможного признания материалов межевания недействительными.

Кадастровые работы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть также проведены ФГБУ «ФКП Росреестра» (Федеральная кадастровая палата) за плату.

В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению подготовленного им межевого плана на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав. В этом случае в заявлении о государственном кадастровом учете и государственной регистрации достаточно будет указать его идентифицирующий номер.

Так как образуемые при разделе земельные участки не будут иметь присвоенных адресов, в межевом плане указывается их местоположение, структурированное в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) с точностью до улицы (при ее наличии).

2. Заключите соглашение о разделе земельного участка или получите решение суда;

Когда земельный участок находится в единоличной собственности, то его раздел происходит на основании решения такого собственника. В таком случае решение оформлять не требуется, а данный этап пропускается.

Если между собственниками достигнуто согласие об образовании новых земельных участков из уже существующего, то согласованную волю необходимо оформить в простой письменной форме. То есть, разработать (написать) и заключить (подписать) соглашение, которым определить, кто, когда, где принял решение о разделе какого участка, кто какой участок получит в результате такого раздела и, кто и в каких размерах несет расходы по государственной регистрации прав.

Действующее законодательство не требует нотариального удостоверения соглашения о разделе земельного участка, однако, такая форма может быть выбрана участниками такого соглашения.

Если заключение соглашения о разделе земельного участка не может быть достигнуто, то возникший спор подлежит рассмотрению в суде, на основании решения которого и будет производиться дальнейший раздел земельного участка.

К следующему этапу раздела земельного участка, в случае судебного спора, следует приступать после вступления в силу решения суда.

3. Присвойте адреса вновь образованным земельным участкам;

Присвоением адреса объекту адресации, которым является земельный участок, занимается уполномоченный орган местного самоуправления или государственной власти.

Для получения адресов необходимо обратиться в уполномоченные органы с заявлением установленной формы.

В случае образования земельных участков путем раздела исходного, подается одно заявление о присвоении адресов всем образуемым земельным участкам.

Заявление направляется заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется заявителем лично или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», портала федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заявление представляется заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту нахождения объектов адресации, то есть земельных участков.

Решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления.

4. Поставьте земельные участки на кадастровый учет и зарегистрируйте право собственности;

Одновременно с постановкой новых земельных участков на кадастровый учет и государственной регистрации прав на них произойдет снятие с кадастрового учета исходного земельного участка и прекращены права на него.

В этих целях необходимо подать в Росреестр следующие документы:

  • Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки;
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Решение о присвоении адресов;
  • Соглашение собственников или решение суда о разделе земельного участка;
  • Межевой план земельного участка;
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • Доверенность, подтверждающую полномочия представителя, если документы подаются последним.

Если по договору с кадастровым инженером последний поместил межевой план на хранение в электронное хранилище Росреестра, то в этом случае в заявлении о государственном кадастровом учете и государственной регистрации достаточно указать номер межевого плана, а предоставлять сам план не требуется.

Строго говоря, квитанцию об оплате государственной пошлины Вы не обязаны предоставлять при подаче документов для государственной регистрации права на приватизированный земельный участок: закон этого не требует.

Вместе с тем, если государственный регистратор не увидит в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления, Росреестр возвратит Вам заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.

Поэтому, по общему правилу, рекомендуется, для избегания недоразумений, оплачивать государственную пошлину в МФЦ и тут же прикладывать квитанцию к подаваемым документам.

Однако, если Вы заплатили государственную пошлину, например, со своего сервиса банк-онлайн, уверены, что правильно указали все платежные реквизиты, но не можете распечатать квитанцию, то в таком случае подача документов без квитанции не будет нарушением и основанием для отказа в государственной регистрации прав не является.

Размеры госпошлины:

  • 350 рублей – за государственную регистрацию права на земельный участок для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного или гаражного строительства;
  • 2 000 рублей – в иных случаях.

Если будете обращаться с заявлением и оплачивать госпошлину через портал государственных услуг, через систему ЕСИА, то в отношении размера государственной пошлины будет применен понижающий коэффициент 0,7.

Заявление и необходимые документы представляются заявителем в Росреестр одним из следующих способов:

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

в форме электронных документов через Интернет, например, посредством официального сайта Росреестра.

5. Получите документы, подтверждающие постановку земельного участка на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности.

Ваше заявление и документы будут рассмотрены в течение 10 рабочих дней, в случае подачи через МФЦ – в течение 12 рабочих дней, начиная со следующего за днем подачи документов.

В течение этого же срока орган регистрации снимет с кадастрового учета исходный земельный участок, а также сделает запись в ЕГРН о прекращении прав на него.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме. Выписка из ЕГРН является подтверждающим документом права собственности на земельный участок.

Статья 11.4 ЗК РФ. Раздел земельного участка

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

См. все связанные документы >>>

1. Пункт 1 разъясняет, что, по мнению законодателя, следует понимать под разделом земельного участка. При этом момент прекращения существования земельного участка как объекта прав в связи с его разделом следует связывать с положениями п. 2 ст. 11.2 настоящего Кодекса.

2 — 3. Нормы п. п. 2 и 3 настоящей статьи имеют важное значения для решения вопроса соотношения прав на ранее существовавшие и возникшие в связи с разделом земельные участки. Обратим внимание при этом, что в случае раздела земельного участка, находящегося в собственности одного лица, законодатель определяет, что у него возникает право на вновь образованные земельные участки, тогда как при разделе земельных участков, находящихся в общей собственности, это право за сособственниками сохраняется. Заметим, что с правовой точки зрения между «возникновением» и «сохранением» прав имеется разница. Она заключается в отношении этих правовых сущностей к тому праву, которое существовало до определенных юридически значимых действий. Так, если мы говорим о возникновении права, мы подразумеваем, что право, имевшееся у лица ранее, прекратилось. Если же мы говорим о сохранении права, то сам собой напрашивается вывод о том, что нет речи о прекращении ранее существовавшего права. Если учесть, что право собственности — это совокупность определенных правомочий и обязательств собственника, причем не только принадлежащих ему по закону, но и таких, которые возникли и существуют в процессе реализации владения, пользования и распоряжения (например, ипотечные обязательства, обязательства по выплате налогов и т.п.), то категория «сохранение» права (в отличие от его «возникновения») дает основания считать, что все эти правомочия и обязательства также сохраняются. Думается, что в комментируемых пунктах законодатель все же не намеревался поставить индивидуального собственника и лиц, обладающих общей собственностью, в разные правовые условия. Это согласуется и с положениями п. 6 ст. 11.8, определяющей отдельные нормы о возникновении и сохранении прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки.

Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав, а не на категорическое изменение самих прав на земельные участки. Поэтому при толковании данной статьи, как и других статей этой главы, регулирующих сходные отношения, следует исходить из того, что право собственности на вновь образуемые земельные участки сохраняется у собственников вне зависимости от того, в общей или индивидуальной собственности находился прежний участок. Право собственности переходит на образованные участки без ущерба для себя.

4. Норму п. 4 можно считать определенной новеллой действующего законодательства, поскольку она предполагает, как можно понять из текста, конструкцию «участок в участке». Новеллой является и понятие измененного земельного участка, часто используемое в данной главе. Правовое значение категории «измененный земельный участок» заключается в том, что не всякое изменение границ должно считаться основанием прекращения земельного участка и возникновения нового. С правоприменительной точки зрения введение новой категории «измененный участок» может иметь будущее. Имевшееся ранее излишне прямолинейное понимание действий по изменению границ участка порождало большое количество проблем.

5. Образование новых земельных участков при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства является одним из последних действий по комплексному освоению, когда основные объекты недвижимости уже построены и необходимо определить, какие земельные участки должны возникнуть взамен предоставленного для этих целей. Образование земельных участков в этом случае заключается в разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.

Условия комплексного освоения земельного участка требуют от арендатора проведения землеустроительных работ по:

1) размежеванию территории в границах предоставленного в аренду земельного участка на основании документов планировки территории, в том числе образованию земельных участков, предназначенных для использования объектов инженерной инфраструктуры и подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность, необходимых для использования объектов капитального строительства (жилых домов, зданий социально-культурного и иного назначения);

2) определению границ земель общего пользования;

3) вынесению на местность устанавливаемых ограничений и обременений (размещение кабельных и иных линейных сооружений, установление сервитутов, др.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: