Комментарий к СТ 22 ЗК РФ

п. 9 ст. 22 Земельного кодекса что подразумевает?

#1

Yaros_law

Отправлено 26 March 2020 — 14:18

Еще раз перечитал и подумал, а может и не субаренда?

Статья 22. Аренда земельных участков

1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2
. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.
4
. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
5
. Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
6. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.
7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
8
. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
9
. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.
11
. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Раньше не задумывался…. и считал что п. 6 и п. 9 относятся друг к другу как общая норма к спечиальной. Щас задался вопросм….
п. 6 говорит о субаренде, т. е. строится цепочка субъектов правоотношений арендодатель-арендатор-субарендатор.
п
. 9 говорит о замене стороны в обязательсве, т. е. арендатор имеет право уступить (передать) свои права и обязанности по договору третьиму лицу и тем самым выбыть из правоотношений с арендодателем.
При субаренде происходит только уступка прав владения (пользования), обязанности же по внесению арендной платы и другие остаются за арендаторонм. В случае же педусмотренным п. 9 одновременно происходит уступка и прав и обязанностей.
Однако почему такая замена предусмотрена только в случае аренды гос и муниципальных земель?
Ваше мнение?

#2

Massive

Отправлено 26 March 2020 — 14:37

Yaros_law,
моё мнение, что пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ законодатель хотел сказать, что для государства личность арендатора в договоре аренды сроком более 5 лет не имеет значения и для перенайма достаточно уведомления.

Во всех остальных случаях необходимо согласие арендодателя.

#3

register

Отправлено 26 March 2020 — 14:40

Massive
ИМХО, просто защищаются права арендатора при долгосрочной аренде больше.

#4

Massive

Отправлено 26 March 2020 — 14:52

register

Massive
ИМХО, просто защищаются права арендатора при долгосрочной аренде больше.

Что такое долгосрочная аренда: более 3 или более 5 лет?

#5

Yaros_law

Отправлено 26 March 2020 — 14:57

Т. е. согласие администрации, пре сдачи ЗУ в субаренду не обязательно? Договор аренды с администрацией ровно 5 лет.

Добавлено:
Massive

и для перенайма достаточно уведомления.

А заявления от «нового» арендатора не надо? и соответсвующих изменений в договоре аренды земли?
Если нет, тогда получиться ситуация, когда можно «кидать» муниципалов.
Заключаеш дог аренды на 10лет сразу же уведомляешь комитет о переуступке прав третьему лицу. Третье лицо пользуется ЗУ, аренду не платит. Комитет в суд, а третье лицо: «извините между нами нет арендных отношений, так, что все на что вы можете расчитывать, так это на земельный налог, который на мнОго ниже вашей арендной платы. Да и на налог не можете расчитывать, т. к. не надлежащий истец «.

Сообщение отредактировал Yaros_law: 26 March 2020 — 15:07

#6

-Мари Стар-

Отправлено 26 March 2020 — 17:23

Не согласна с Вашими рассуждениями.
Обращаемся к п. 2 ст. 389 «уступка права требования по сделке, требующей гос. рег., должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации такой сделки». Поскольку договор аренды на срок более года — обязательна гос. регистрация.
Т.О. между Вами и новым арендатором должно быть соглашение о передаче прав и обязанностей по ДА, которое подлежит обязательной гос. регистрации, иначе нет перенайма. После регистрации соглашения — уведомление КУГИ (КУМИ) о передаче прав, полагаю к уведомлению следует прилагать соглашение как подтверждение.

Третье лицо пользуется ЗУ, аренду не платит. Комитет в суд, а третье лицо: «извините между нами нет арендных отношений, так, что все на что вы можете расчитывать, так это на земельный налог, который на мнОго ниже вашей арендной платы.

Комитет обратится в суд в 1-му Арендатору.

#7

Massive

Отправлено 26 March 2020 — 17:30

Мари Стар,
полностью с Вами согласен.

Именно по причине необходимости гос. регистрации соглашения об уступке аренды по одному своему делу я отказался от идеи уступить право аренды покупателю здания по п. 9 ст. 22 ЗК.
Проблема была в том, что здание было продано дважды, а договор аренды земельного участка так и остался с первым продавцом.
Поскольку этот договор аренды заключался еще до 2020 года, участок не прошёл кадастровый учёт.
Так что проще выясняется расторгнуть договор с КУМИ, а не уступать право аренды покупателю здания
.

#8

hiver

Отправлено 30 March 2020 — 09:45

п. 9 говорит о замене стороны в обязательсве, т. е. арендатор имеет право уступить (передать) свои права и обязанности по договору третьиму лицу и тем самым выбыть из правоотношений с арендодателем.

Да, но передача прав и обязанностей носит временный характер: ограничено сроком ДА.
Возможна ли временная замена стороны в обязательстве. Думаю нет.
Иначе возвращаемся к перенайму.

#9

register

Отправлено 30 March 2020 — 13:02

Massive
по ЗК РФ более 5 лет
Мари Стар
совершенно правильно, только вот уведомление должно быть до регистрации, т.к. УЮ проверяет факт уведомления муниципалитета. Последний, кончено, может быть «кинут», т.к. не факт, что новый арендатор будет платежеспособен и т.п.А согласия на перенайм у МО никто теперь не спросит (по крайней мере, если аренда на срок более 5 лет). Более того, условие такого договора аренды об обязательном согласии на перенайм будет ничтожным как противорчащее п.9 ст.22 ЗК РФ. А вот если аренда на скрок менее 5 лет, то можно ограничить свободу арендатора по распоряжению своими правами, включив соответствующий пункт в договор аренды.

#10

Р.Дмитриев

Отправлено 03 April 2020 — 22:53

На счет п. 9 ст. 22 ЗК РФ? А глянтье на п. 5 той же статьи. И поймете, что п. 5 и 9 это соотетственно общая и специальная нормы закона. Тока мне они всегда не нравились. Так же как и норма в ФЗ «об исполнительном производстве», кторой право аренды еще и продавать можно

Статья 22 Аренда земельных участков

Статья 22

Аренда земельных участков

1-2. В п.1 комментируемой статьи следует обратить внимание на то, что в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства действует национальный режим, согласно которому данные лица равно как и российские граждане, могут иметь на праве аренды земельные участки за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Так, по нашему мнению, ограничение прав указанных лиц установлено п.5 ст.35 Кодекса. В соответствии с п.2 комментируемой статьи не могут предоставляться в аренду как российским так и иностранным гражданам, лицам без гражданства земельные участки, которые изъяты из гражданского оборота и, следовательно, не могут быть объектами гражданско-правовых сделок. Перечень этих участков императивно установлен в п.4 ст.27 Кодекса (см. также первый абзац п.2 ст.27 Кодекса). Отсюда следует, что остальные земельные участки иного целевого назначения, предусмотренного в Кодексе, могут передаваться в аренду российским гражданам, лицам, указанным в пункте 1 комментируемой статьи.

В Кодексе содержатся и другие нормы, регулирующие отдельные аспекты арендных отношений (см. п.2 ст.26, п.3, подп.3, 4 п.4, подп.3 п.7 ст.30, ст.30.1, ст.30.2, п.4, 8 ст.31, п.4 ст.32, п.2, 6 ст.34, п.3, 5 ст.35, п.3, 6 ст.36, п.4 ст.37, ст.38, 39, п.1 ст.41, ст.42, 46, 57, п.3 ст.58 и др.).

Необходимо обратить внимание на то, что аренда земельных участков регулируется общими положениями гражданского законодательства об аренде (см. ст.606, п.1 ст.607 и другие правила _ 1 гл.34 ГК РФ), однако особенности сдачи этих участков в аренду могут быть установлены законом (см. п.2 ст.607 ГК РФ). Отсюда следует, что указанные особенности могут содержаться в Кодексе.

3. Норма п.3 данной статьи основывается на диспозитивном правиле, содержащемся в первом предложении п.1 ст.621 ГК РФ, в соответствии с которым преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок имеет арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. В п.3, как можно видеть, предусмотрено иное, т.е. исключено условие, ставящее решение вопроса о заключении договора аренды земельного участка на новый срок в зависимость от того, насколько добросовестно исполнял свои обязанности арендатор. Правило п.3 не распространяется на случаи, предусмотренные п.3 cт. 35, п.1 ст.36, ст.46 Кодекса.

4. В основе определения арендной платы находится соглашение сторон, что соответствует правилам первого абзаца п.1 ст.424, п.1, 2 ст.614 ГК РФ. Правительство РФ вправе устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде государственных или муниципальных земельных участков (можно полагать, что речь идет о принципах определения арендной платы, расценок и т.п.) в соответствии с правилом второго абзаца п.1 ст.424 ГК РФ.

5-6. Пункты 5 и 6 ст.22 Кодекса основываются на общих правилах п.2 ст.615 ГК РФ, которые в комментируемых пунктах частично изменены. Это, в свою очередь, допускается диспозитивной нормой, содержащейся в первом предложении п.2 ст.615 ГК РФ. В связи с этим необходимо обратить внимание на некоторое отличие норм п.5 и 6 комментируемой статьи от правил п.2 ст.615 ГК РФ.

Так, в соответствии с п.5, 6 арендатор может осуществить указанные в этих нормах правомочия без согласия собственника земельного участка (арендодателя) при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное (при этом не вполне понятно, с какой целью о праве передачи земельного участка в субаренду упоминается не в п.5, а в п.6 ст.22). Правила, содержащиеся в комментируемых нормах, не распространяются на резидентов особых экономических зон. В соответствии со ст.35 ФЗ от 22.07.2005г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[129] резидент — арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу и т.п.(см. подробно текст этой статьи). Такой запрет вызван тем, что использовать земельный участок для соответствующего вида деятельности вправе лишь лицо (резидент) отвечающее требованиям указанного Федерального закона.

В соответствии с п.2 (см. первое предложение) ст.615 ГК РФ арендатор вправе реализовать данные правомочия только с согласия арендодателя, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами. Отсюда следует, что если в договоре аренды не содержится условие о запрете сделок, названных в п.5, 6, то арендатор вправе совершать эти сделки лишь при условии уведомления об этом арендодателя (следует полагать, что речь может идти только о письменном уведомлении).

На практике арендодателю совсем небезразлично, кому арендатор намерен сдать арендованный участок в субаренду, передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка, арендные права. Представляется, что в практической деятельности с целью обеспечения защиты прав арендодателя в договоре аренды земельного участка, учитывая диспозитивность норм п.5 и 6, целесообразно устанавливать запрет на совершение всех или части вышеназванных сделок.

Необходимо обратить внимание на следующее разъяснение комментируемых пунктов в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. N 11 (см. п.15 и 16). Поскольку п.2 ст.607 и п.2 ст.615 ГК РФ допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков и такие особенности предусмотрены Кодексом, то при применении п.5 и 6 ст.22 Кодекса достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором. Уведомление должно быть направлено собственнику земельного участка в разумный срок после совершения сделки с третьим лицом в письменной или иной форме, позволяющей арендатору располагать сведениями о получении уведомления адресатом. Если уведомление арендатором в разумный срок не направлено, то арендодатель вправе предъявить к нему требования о возмещении возникших в связи с этим убытков.

Вызывает вопрос норма, содержащаяся во втором предложении п.5, в соответствии с которой в указанных в первом предложении п.5 случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. Представляется, что данная норма не согласуется с правилом второго предложения п.2 ст.615 ГК РФ, в соответствии с которым в любом случае, кроме перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор (т.е. сохраняется прежний арендатор; например, при передаче арендных прав в виде вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ обязанности, вытекающие из договора аренды, сохраняются за участником, вкладчиком).

7. Положения п.7 ст.22 Кодекса в целом не являются новыми. Отношения, связанные с передачей земельных участков в аренду для проведения изыскательских работ, регулировались ст.45, 46 ЗК 1991г., устанавливавшими права и обязанности организаций, проводящих изыскательские работы. Следует отметить, что п.7 комментируемой статьи, как и ст.45 ЗК 1991г., предусматривает заключение в указанных целях договора аренды, а не изъятие земельного участка. Важно, что императивно установлен срок (не более одного года), на который земельный участок может быть передан для указанных нужд по договору аренды.

8. Норма, установленная в п.8 ст.22 Кодекса, является новой. Данный пункт предусматривает реализацию преимущественного права арендатора в порядке, установленном в ст.250 ГК РФ.

9. Первое предложение п.9 содержит специальное правило, устанавливающее особенности реализации арендатором земельных участков, находящихся только в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду на срок более чем пять лет, правомочий, указанных в п.5, 6 (в тексте нормы имеет место ссылка на п.4, но это, видимо, техническая ошибка, так как о правомочиях говорится в п.5 и 6) комментируемой статьи. Отличие норм п.5, 6 от нормы п.9 заключается в том, что последняя предусматривает совершение любой сделки (перенаем, предоставление арендных прав в залог, субаренда и др.) без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Представляется, что комментируемая норма практически лишает арендодателя возможности влиять на выбор арендатором лица, которому будут передаваться права и обязанности по договору аренды, арендные права и др.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. N 11 (см. п.15, 17, 18) отмечается следующее. В случае, указанном в п.9 ст.22 Кодекса, для передачи арендатором своих прав и обязанностей достаточно уведомления об этом арендодателя (см. также п.16 Постановления). В случае, когда в договоре аренды земельного участка, заключенном до введения в действие Кодекса, содержится условие о порядке получения арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду или распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться данным условием договора, а не положениями п.9 ст.22 Кодекса (ст.422 ГК РФ). Рассматривая споры, вытекающие из договора аренды земельного участка, заключенного после введения в действие Кодекса, следует исходить из того, что права и обязанности по этому договору могут быть переданы арендатором третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Договор аренды не может предусматривать условия, по которым арендатор может передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу только после получения на это согласия от арендодателя.

Норма, содержащаяся во втором предложении п.9, воспроизводит общие правила ст.310, п.1 ст.450 ГК РФ о недопустимости одностороннего изменения договора. При применении нормы последнего предложения п.9 следует иметь в виду Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. N 11 (п.23), который констатирует следующее. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды (ст.46 Кодекса, ст.450 и 619 ГК РФ), п.9 ст.22 Кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в ст.619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

10. В п.10 речь идет о родителях, усыновителях, попечителях, опекунах, осуществляющих права в отношении несовершеннолетних в соответствии со ст.26, 28, 31-41 ГК РФ.

11. Пункт 11 не согласуется с императивной нормой первого абзаца п.2, п.4 ст.27 Кодекса (см. также п.2 комментируемой статьи), в соответствии с которыми изъятые из оборота земельные участки не могут передаваться в аренду (эти правила не предусматривают установление федеральным законом каких-либо исключений).

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Статья 22. Аренда земельных участков 1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.2. Земельные участки, за

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков 1.

Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков 1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:использовать земельные

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 22.2. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков 1. Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных

Статья 22. Аренда земельных участков 1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.2. Земельные участки, за

Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:использовать земельные

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 22 Аренда земельных участков 1-2. В п.1 комментируемой статьи следует обратить внимание на то, что в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства действует национальный режим, согласно которому данные лица равно как и российские граждане, могут иметь на праве

Глава VI Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков Статья 40 Права собственников земельных участков на использование земельных участков 1. В

Статья 41 Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков 1. Статья сохранила общий подход ЗК 1991г. к регулированию правомочий перечисленных в ней субъектов прав на земельные участки (см. последний абзац

Статья 42 Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков Статья 42 Кодекса сохранила общий подход к форме регулирования обязанностей лиц, использующих земельные участки на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: