Как, когда и почему увеличивается кадастровая стоимость земли

Почему в этом году увеличилась кадастровая стоимость земельного участка

Практически каждый год собственники земельных участков сталкиваются с проблемой повышения кадастровой стоимости конкретных территорий. В основном это происходит по факту наличия оснований у местных администраций, которые могут по собственному усмотрению проводить дополнительные процедуры межевания или изменение действительной площади земель.

Каждый конкретный пользователь территориальных наделов может на вполне законных основаниях обратиться к представителям межведомственной комиссии с заявлением, содержащим в себе прошение о пересмотре кадастровой стоимости в общем установленном порядке.

Для понимания особенностей того, почему увеличилась кадастровая стоимость земельного участка, требуется в первую очередь ознакомиться с определением понятий, с влиянием показателей, с факторами увеличения, с последними законодательными изменениями, а также с возможными способами уменьшения цены.

Определение понятий

В 2020 году кадастровой стоимостью считается установленная органами государственной власти цена, в полной мере отражающая полезность конкретных территориальных наделов при постоянном использовании. Другими словами, данный показатель является публичным аналогом рыночной цены, на основании которой происходит определение налоговой ставки по кадастру, выкупной стоимости и прочих выплат.

Стоит отметить, что каждое земельное владение сразу после регистрации в едином государственном реестре получает индивидуальный кадастровый номер, на основании которого может быть проведена оценочная процедура.

Рассматриваемая стоимость выступает в качестве основополагающего критерия, определяющего экономическую эффективность использования наделов, а также все затраты, совершаемые для их стабильного содержания.

На что влияет показатель

В получении сведений о действующей кадастровой стоимости могут быть заинтересованы следующие категории лиц:

  • собственники участков;
  • арендаторы;
  • пользователи муниципальных наделов.

Стоит отметить, что от этого показателя прямо зависит размер налогового сбора на землю.

Помимо прочего, сведения о данной стоимости применяются для решения следующих задач:

  • установление минимального значения в рамках налогового сбора;
  • определение наименьшей стоимости выкупа из государственного или муниципального фонда;
  • расчет фактических выплат по аренде;
  • формирование наименьшего налога на организационную недвижимость;
  • реализация прочих целей – например, это актуально в тех ситуациях, когда непосредственный собственник имеет четкую заинтересованность в повышении кадастровой стоимости объекта, особенно для судебных разбирательств по факту определения прав на земельные участки.

Стоит отметить, что некоторые категории граждан могут рассчитывать на определенные льготы, которые значительно снижают стоимость по кадастру.

Образец справки о кадастровой стоимости земельного участка

Кто устанавливает

Кадастровая стоимость земли в каждом конкретном случае определяется территориальными органами власти, отвечающими за кадастр. На федеральном уровне этим занимается соответствующая палата. Соответствующие организации осуществляют свою профессиональную деятельность в самостоятельном порядке, без учета уведомления тех лиц, которые имеют законное право на использование земли. Используется способ массированной оценки.

Стоимость по кадастру с некоторой периодичностью изменяется в каждом федеративном субъекте – зачастую это происходит раз в пять лет. Такое мероприятие официально именуется кадастровой оценкой. Выполнение соответствующих работ полностью финансируется средствами региональных уровней бюджета.

Под оценку попадает следующее имущество:

  • территориальные наделы;
  • строения;
  • квартиры;
  • частные дома и так далее.

Результатом кадастровой оценки является разработка специального постановления, в которое в обязательном порядке включается информация о:

  • категориальной принадлежности земли;
  • удельных единицах стоимости на отдельный квадратные метр – такие параметры устанавливаются с учетом территориальной принадлежности участков;
  • средних значениях стоимости по кадастру в рамках отдельного муниципального образования;
  • о дате применения нового формата кадастровой оценки.

Стоит отметить, что до момента последующего официального изменения стоимости ее актуальное значение является действующим на законных основаниях, в результате чего оно может применяться для совершения самых разнообразных расчетов.

Почему увеличился размер кадастровой стоимости земельного участка

Обычно рынок остро реагирует на показатели спроса изменение цен в сторону увеличения. Например, одним из факторов может являться повышение количества объявлений о строительстве новых домов. Рыночная стоимость напрямую влияет на кадастровые показатели, в зависимости от которых, в свою очередь, происходит формирование сумм по налоговым сборам.

Кадастровой стоимостью является средняя цена, которая может быть предложена покупателем за конкретный территориальный надел. Повторная оценка показателей проводится один раз в 5 лет.

Конкретные федеративные субъекты самостоятельно принимают компетентное решение о проведении оценочной процедуры оценки кадастра, после чего представители территориального отделения Росреестра занимаются заполнением списков зарегистрированных земель.

После этого государственный реестр привлекает к процессу сторонние оценочные учреждения, имеющие соответствующий допуск. Сотрудники таких организаций определяют удельные показатели рассматриваемой стоимости.

Именно получаемые параметры и являются средними показателями стоимости за каждый квадратный метр. Кроме того, на итоговую сумму прямо влияет вид разрешенного использования территории, например, индивидуальное строительство.

По факту, операция по определению новой кадастровой стоимости проводится не муниципальными органами власти, а представительствами федерального контролирующего учреждения.

Каждое заинтересованное лицо моет без особых проблем ознакомиться с актуальной стоимостью собственного участка земли. Это можно сделать в режиме онлайн путем перехода на официальный сайт Росреестра и ввода там же кадастрового номера земли.

Изменения в законодательстве

Многих граждан РФ интересует актуальный вопрос о том, почему увеличилась кадастровая стоимость земельного участка. Данная проблема в полной мере находит свое отражение в действующем земельном законодательстве. Суммы арендной оплаты и налоговых сборов, собираемых по факту пользования землей, зависят от кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, заметно выросла в последние годы.

Изменением данных показателей могут заниматься сами собственники территориальных наделов, а также муниципальные администрации. Плановая кадастровая оценочная процедура проводится представителями органов власти раз в пять лет. Например, если предыдущая оценка была проведена в 2020 году, то следующее изменение кадастровой стоимости будет проведено уже в 2020 году.

Стоит помнить о том, что что на местном уровне рассматриваемая оценка может проводится и несколько чаще.

Среди ключевых оснований для инициирования процедуры стоит выделить следующие:

  • изменение фактического метража земельного объекта по результатам объединения или разделения;
  • межевание;
  • изменение вида разрешенного пользования;
  • введение ранее незавершенного объекта в официальную эксплуатацию;
  • изменение инфраструктуры на конкретной местности – это может быть прокладывание новых транспортных развязок, открытие муниципальных учреждений и прочее.

Рыночные показатели стоимости земель изменяются на постоянной основе. Это прямо указывает на факт того, что любые связанные операции могут выступать в качестве объективного основания для инициации органами муниципальной власти повторной оценки. По результатам таких мероприятий в следующую налоговую квитанцию будет включена увеличившаяся сумма налогового сбора.

Что касается владельцев земель, то они могут проводить самостоятельную переоценку неограниченное количество раз. После изменения любых земельных параметров, поправки должны быть в обязательном порядке внесены в единый государственный реестр кадастрового обеспечения.

Возможно ли уменьшить

Изменение или уменьшение кадастровой стоимости может быть проведено на вполне законных основаниях. Самым эффективным способом является обращение с исковым заявлением в компетентные судебные инстанции с просьбой об оспаривании последних оценочных итогов и об установлении новой кадастровой стоимости участка земли. На территории Российской Федерации подобные иски удовлетворяются с завидным постоянством.

Стоит отметить факт того, что существуют и прочие способы уменьшения рассматриваемых показателей. Однако, в подавляющем большинстве случаев они являются прикладными, что позволяет только дополнить основной метод защиты прав граждан, в качестве которого выступает обращение в суд.

Скачать образец иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка

Например, на основании нормативов, четко прописанных в Федеральном Законе №135 от 29 июля 2020 года, который регламентирует оценочную деятельность в рамках кадастра на территории Российской Федерации, величина суммы кадастровой стоимости может быть обжалована при обращении в специальные межведомственные комиссии, основным направлением деятельности которых является как раз рассмотрение подобных споров.

Важно помнить о том, что аналогичные комиссии действуют далеко не во всех федеративных субъектах.

Как, когда и почему увеличивается кадастровая стоимость земли

Время чтения: 9 минут

Кадастровая стоимость земли (КСЗ) – это цена участка, устанавливаемая в целях налогообложения. Используемая как налоговая база при расчете имущественных налогов и сборов при сделках с недвижимостью, она часто бывает завышена, что дает повод для недовольства граждан. Еще больше критики вызывает увеличение кадастровой стоимости земель, происходящее в результате плановой переоценки. Как часто она происходит, кем проводится и почему кадастровая стоимость оказывается завышенной?

Кем устанавливается кадастровая стоимость

В соответствии со ст. 24.12 » (далее – ФЗ № 135), единственный, кто может изменить кадастровую стоимость (КС) земли – это орган власти субъекта федерации или муниципалитета. Именно он:

  • принимает решение о проведении первичной кадастровой оценки;
  • утверждает ее результаты;
  • назначает срок следующей переоценки стоимости.

Однако оценка в целях установления КСЗ проводится не органом власти, а специальным бюджетным учреждением, созданным региональными властями и уполномоченным на проведение кадастровой оценки (ст. 6  , далее – ФЗ № 237).

Поскольку в большинстве регионов таких организаций пока нет, до 2020 года действует переходной период, а полномочия по определению КСЗ передаются, как правило, частным оценщикам. Согласно ст. 24.14 ФЗ № 135, с ними заключается договор на проведение оценки. После проведения работ по определению КСЗ, эксперты составляют отчет, результаты которого утверждаются вышеупомянутым органом власти.

Подробнее об этом читайте в материале «Кадастровая стоимость недвижимости».

Как часто производится переоценка КСЗ

Дата определения новой КСЗ зависит от того, когда была переоценка кадастровой стоимости последний раз. Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, проведение кадастровой оценки осуществляется не чаще, чем раз в три года.

Что касается городов федерального значения (Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге), минимальный срок для переоценки сокращен до двух лет. В любом случае если речь не идет о внеочередной процедуре, следующая оценка должна проводиться не позже, чем через пять лет.

Региональный или муниципальный орган власти принимает решение о проведении переоценки, после чего на конкурсной основе выбирается оценщик, с которым заключается договор.

Эксперт, используя методы массового оценивания, определяет КСЗ для каждого подлежащего оценке земельного участка и формирует соответствующий отчет.

При изменении кадастровой стоимости земельных участков результаты новой оценки утверждаются органом власти региона или муниципалитета, а обновленные сведения вносятся в реестр недвижимости (ЕГРН).

Больше информации о сроках проведения переоценки в статье «Как часто меняется кадастровая стоимость недвижимости».

Изменения в кадастровой стоимости в 2012-2017 годах

Первый этап массового оценивания кадастровой стоимости земель по регионам начался в 2020 году. Изначально она позиционировалась как наиболее приближенная к рыночной. Однако способ ее расчета и применение методов массового оценивания привели к тому, что на практике КСЗ оказывалась завышенной.

Поначалу это не вызывало особого недовольства у граждан, поскольку для целей налогообложения по-прежнему использовалась инвентаризационная стоимость, которая, как известно, значительно ниже рыночной.  Но так было лишь до 2020 года, пока не вступили в силу изменения в налоговом законодательстве.

С 01.01.2015 налог на недвижимое имущество физических лиц, а также земельный налог для владельцев/арендаторов земельных участков начислялся с учетом кадастровой стоимости.

Фактическое применение КСЗ началось с 2020 года – именно в этом году стали применять такую специфическую налоговую базу. С тех пор для налогоплательщиков, чья КСЗ оказалась завышенной, сумма налога возросла.

В попытке увеличить налоговые сборы (а земельный налог относится к региональным сборам) местные органы власти, пользуясь правом принимать решение о переоценке уже через 3 года, стремились пересмотреть кадастровую стоимость земель.

Это привело к массовому оспариванию КС. , только в 2020 году количество судебных споров по этому поводу достигло 13,5 тыс. В результате оспаривания суммарное падение величины кадастровой стоимости достигло 46,6%.

В связи с этим федеральные власти были вынуждены пересмотреть подходы к политике введения КС. Например, на 2017-2020 годы была введена так называемая «заморозка» кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 19 от 03.07.2016, на период с 2020 по 2020 год КСЗ принимается как стоимость, определенная в ЕГРН на 01.01.2014 или на дату, с которой она начала впервые действовать, если первая кадастровая оценка производилась после 01.01.2014.

Данная норма не касается случаев, когда кадастровая стоимость после 1 января 2020 года снижалась – этот пересмотр остается действительным.

Таким образом, не имеет значения, с какого года повысилась КСЗ. Если это произошло с 2020 по 2020 год, действовать будет лишь первичная оценка кадастровой стоимости. По сути, это является гарантией того, что до 2020 года КСЗ не повысится – она может быть лишь снижена по результатам оспаривания или новой переоценки.

До 2020 года местные или региональные власти должны создать бюджетные организации, которые впредь будут заниматься оценкой. Планируется систематизирование их работы, благодаря чему результаты будут более объективными.

Изменения КСЗ в 2020 году

Проанализировав нормы действующего законодательства, делаем вывод, что изменение кадастровой стоимости земли в 2020 году возможно лишь в меньшую сторону. Ее повышение приостановлено на законодательном уровне, до введения единых методик и подходов оценки во всех регионах страны.

Следовательно, изменение КСЗ в текущем году может произойти лишь вследствие:

  • оспаривания цены заинтересованным в ее снижении собственником;
  • первичного проведения оценки в регионах, где она до этого не проводилась;
  • проведения в регионе или городе переоценки – плановый пересчет цены законом допускается, запрещено лишь ее повышение.

Нельзя исключать и другие причины для законного повышения КСЗ. Это может быть связано, например, с изменением разрешенного вида использования, целевого назначения или площади находящегося в собственности участка, что является легальным основанием для пересмотра цены.

Если собственнику неизвестно, почему возросла кадастровая цена в 2020 году, он может подать запрос в ответственный орган: управление госимущества или профильное региональное министерство.

Подробности читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2020 году».

Причины завышения кадастровой стоимости

Тем, кто интересуется, почему подняли кадастровую стоимость на землю, следует знать, что это может быть связано с несовершенством методики оценки либо с ошибками, допущенными при ее проведении.

Так, приоритетным методом определения КС земель является способ массовой оценки. Он предполагает, что объекты недвижимости в пределах конкретных территорий подлежат группировке по видам разрешенного использования. Затем объекты группируются по ценовым зонам, на основе чего выводится удельный показатель кадастровой стоимости, применяемый к каждому участку, исходя из его площади.

Этот подход не требует осмотра и изучения конкретного участка, в результате чего не учитываются его индивидуальные характеристики. Таким образом, выведенная в результате этого метода оценки КСЗ является не более чем усредненной стоимостью 1 м2 земли в пересчете на площадь конкретного участка. Логично, что такой показатель будет иметь значительную погрешность.

Второе основание для увеличения КСЗ – применение некорректных сведений об участке:

  • неправильных показателей площади;
  • недостоверного целевого назначения или вида использования;;
  • неактуальных данных при проведении расчетов;
  • игнорирование значимых дефектов участка и так далее.

Если оценщик допустит такие ошибки, итоговая КСЗ может вырасти в несколько раз. Наличие неточностей в расчете стоимости – законная причина для пересмотра результатов оценки.

Проведение переоценки

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, переоценка кадастровой стоимости земли может проводиться не чаще, чем раз в три года (2 года для городов федерального значения) и не реже, чем раз в 5 лет. Этот срок начинает исчисляться не с фактической даты проведения оценочных действий и не с даты определения КСЗ, а с момента утверждения результатов оценки заказчиком – органом местной или региональной власти.

По истечении трехлетнего срока уполномоченный орган самостоятельно принимает решение о проведении переоценки.

В рамках переходного периода такая переоценка может проводиться как по старым правилам (с привлечением частных оценщиков), так и по новым (путем создания бюджетного учреждения, проводящего оценку).

С 2020 года закон позволяет регионам проводить внеочередную переоценку.

Так, согласно ст. 19 ФЗ № 237, решение о проведении внеочередной переоценки принимается в случаях, когда:

  • индекс недвижимости в регионе падает на 30%;
  • в отношении 30% объектов недвижимости в качестве КСЗ установлена рыночная стоимость.

Больше об этом в материале «Переоценка кадастровой стоимости земельного участка».

Как оспорить КСЗ

Если собственник участка считает КС земли завышенной, согласно ст. 22 ФЗ № 237, он имеет право оспорить ее. Не имеет значения, в каком году она была определена – можно сделать это до момента внесения в ЕГРН результатов новой переоценки.

Собственник вправе оспорить результат оценки в следующем порядке:

  • внесудебный – путем обращения в комиссию по рассмотрению споров, созданную при каждом территориальном подразделении Росреестра;
  • судебный – через обращение в суд с иском по оспариванию КСЗ и с обжалованием негативного решения комиссии при Росреестре.

Закон не обязывает собственника обращаться сначала в комиссию – он вправе сразу идти в суд. В любом случае для этого ему потребуется основание для обращения, которым может быть:

  • выявление ошибок, допущеных экспертом при проведении оценки и значительно завысивших итоговую КСЗ;
  • определение рыночной стоимости путем проведения независимой оценки по заказу собственника на дату определения КСЗ.

Подробности читайте в статье «Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка».

Законное основание для изменения КСЗ

Если изменилась кадастровая стоимость земли, для этого могут быть законные причины. Причем такое изменение не всегда происходит при проведении очередной оценки или оспаривании.

Дело в том, что ст. 16 ФЗ № 237 позволяет корректировать данные в отношении конкретных земельных участков в период между оценками в случае модификации качественных/количественных характеристик:

  • изменения фактического размера участка;
  • смены разрешенного вида пользования или целевого назначения;
  • перехода земли из одной категории в другую;
  • объединения нескольких земельных участков или, наоборот, разделения одного надела на несколько частей;
  • присвоения статуса особо охраняемой территории и так далее.

Если информация о таких изменениях поступает в ЕГРН, Росреестр в течение 3 дней передает ее бюджетной оценочной организации. Та, в свою очередь, на протяжении пяти дней проводит необходимые расчеты и в трехдневный срок с момента определения КСЗ вносит обновленные сведения в ЕГРН.

Если для такого определения недостаточно информации, организация-оценщик вправе запросить дополнительные данные у компетентных органов. Такая оценка впоследствии тоже может быть оспорена в порядке, описанном выше. Оспаривание возможно с момента внесения обновленных сведений в ЕГРН.

Возможные изменения в законодательстве 2020

Учитывая нынешние настроения в обществе и позицию властей, повышение кадастровой стоимости в 2020 году, вероятнее всего, не произойдет. О несовершенстве кадастровой оценки и выведенной в итоге КСЗ впервые высказался даже сам президент. В своем послании Федеральному собранию он негативно оценил факты значительного превышения кадастровой стоимости перед рыночной.

Президент отметил, что имущественные налоги должны быть посильны для населения, а механизм определения кадастровой стоимости предполагает получение завышенных цифр. В связи с этим  усовершенствовать методику определения КСЗ.

Конечная дата исполнения поручения – 15 июля 2020 года. На момент подготовки данной публикации неизвестно, изменилась ли методика – официальных сообщений не было. Однако действующая система не выдерживает критики, а потому в экспертном сообществе ожидают изменений, среди которых возможно:

  • введение максимальной суммы налога с сохранением действующей методики расчета (определение предела, выше которого налог не будет насчитываться);
  • внесение изменений в формулу расчета и стандарты оценки;
  • введение понижающего коэффициента, например, расчет имущественных налогов от КСЗ, сниженной на 30% (погрешность);
  • упрощение порядка обжалования и изменение состава комиссий по обжалованию при Росреестре.

Эксперты едины во мнении – сделать кадастровую оценку безошибочной невозможно. Потому потенциальные изменения вызывают скепсис.

Как уменьшить КСЗ

Единственная возможность уменьшить кадастровую стоимость участка – это оспорить ее. Как упоминалось выше, для этого необходимо подать в комиссию при Росреестре заявление на пересмотр либо обратиться в суд.

Чаще всего применяется стратегия определения КСЗ на основе рыночной стоимости: согласно , если в отношении объекта установлена рыночная стоимость, она принимается как кадастровая.

Рыночная стоимость – это результат индивидуальной оценки, учитывающий все значимые характеристики конкретного объекта, начиная с площади и заканчивая проведенными коммуникациями.

Этот показатель является наиболее объективным, а потому должен быть определен на ту же дату, что и КСЗ. Для определения рыночной стоимости заинтересованное лицо:

  1. Обращается к частному независимому оценщику.
  2. Заключает с ним договор и предоставляет необходимый доступ.
  3. Получает отчет об оценке с объективной рыночной стоимостью.
  4. С отчетом и пакетом документов отправляется в комиссию при Росреестре или в суд.


Важно: чтобы оценка была максимально объективной, следует обращаться к квалифицированным оценщикам с хорошей репутацией на рынке.

Объективность оценки – главный критерий для успешного оспаривания завышенной КСЗ. Если у суда возникнут сомнения, он назначит независимую судебную экспертизу и сам выберет оценщика. Как показывает практика, в таком случае итоги судебной оценки оказываются на 20-50% выше, чем результаты, представленные заявителем.

Как узнать КСЗ

Чтоб оспорить КСЗ, для начала необходимо узнать ее размер. Так как кадастровая цена является неотъемлемым атрибутом сведений из ЕГРН, а сам реестр является публичным, у любого заинтересованного лица есть доступ к КСЗ конкретного участка.

Такие сведения предоставляются гражданам бесплатно на основании запроса в Росреестр. Есть и другие способы, например, интернет-ресурсы. Среди самых распространенных инструментов выделяются следующие:

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Все они позволяют получить необходимые сведения в считаные минуты.

Кроме того, доступ к данным о КСЗ предоставляется при личном обращении в офис Росреестра либо в ближайшее отделение МФЦ.

Подробная инструкция опубликована в материале «Как узнать кадастровую стоимость земли».

Заключение

Учитывая сказанное, можно сделать ряд важных выводов:

  • определение кадастровой стоимости осуществляется по решению органа местной или региональной власти не чаще чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет;
  • ранее привлекались частные оценщики, но после внесения изменений в законодательство эти функции были переданы новообразованным бюджетным организациям;
  • с 2020 по 2020 год КСЗ остается на уровне, установленном на 01.01.2014 или позже, если она проводится впервые (кроме случаев снижения КСЗ);
  • кадастровая цена участка может вырасти в этот период лишь в случае качественных или количественных изменений в отношении такого надела;
  • заинтересованное лицо вправе оспорить КСЗ в специальной комиссии или суде.

Как узнать кадастровую стоимость: Видео

Как часто происходит изменение кадастровой стоимости земельного участка? Как снизить показатель?

От кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит величина налога на землю. При этом плановая переоценка недвижимости производится редко и массово, что приводит к необоснованному завышению или занижению цены. В таком случае собственник вправе подать заявление о пересмотре, обосновав свои требования и предоставив необходимый пакет документов.

Как часто меняется цена земли, возможна ли ежегодная переоценка?

Порядок и условия кадастровой оценки земли регламентируются Федеральным законом №135-ФЗ от 29.07.1998 г (далее — Закон). Стоимость земельных участков в черте населённых пунктов может изменяться по решению органов исполнительной власти в ходе планового перерасчёта или по требованию собственника.

Существует значительное количество факторов, положительно или отрицательно влияющих на цену и учитывающихся при её формировании или изменении:

  • местонахождение земельного участка, окружающая инфраструктура;
  • площадь, строительные материалы, плодородие и качество почвы;
  • межевание, наличие объектов завершённого строительства, их возраст;
  • целевое назначение, категория земель;
  • существенное изменение рыночной стоимости (читайте о рыночной стоимости и ее отличиях от кадастровой);
  • перспективы и планы развития населённого пункта;
  • ошибки или изменения в исходных данных оценки.

Изменения могут производиться не чаще 1 раза в 3 года согласно ст. 24.12 Закона.

Для населённых пунктов федерального назначения этот срок составляет 2 года. Максимальный срок без корректировки стоимости — 5 лет. В течение этого периода цена по кадастру должна хотя бы единожды быть пересмотрена. Оценка производится до 1 января года, в котором вносятся изменения.

Причины повышения

Кадастровая стоимость недвижимости в ходе плановой оценки не рассчитывается по месту, а производиться оценщиками удалено на основании общедоступных источников информации и средних цен по рынку. В результате итоговая наценка может составлять до 30% и не соответствовать фактическому состоянию земельного участка. При несколько:

  • региональные программы по улучшению населённого пункта, развитие инфраструктуры (открытие школ, детских садов, сервисов и услуг);
  • неправильное или неточное определение категории разрешённого использования;
  • низкая периодичность и массовость переоценки, усреднённость данных;
  • внесение изменений в государственный реестр в связи с увеличением площади, возведением построек и инженерных объектов на участке;
  • директива органов исполнительной власти на увеличение налоговой базы для расчёта земельного налога.

Последнее обстоятельство является субъективным мнением некоторых экспертов, но не лишено оснований. Именно исходя из стоимости земельного участка по кадастру начисляется налоговый сбор, который пропорционально повышается.

Увеличение среднерыночной стоимости аналогичной недвижимости в населённом пункте или близлежащих регионах тоже может оказать влияние на повышение.

Кем и на каком основании производится пересчёт?

В любом случае требуется письменное заявление уполномоченных лица или организации о переоценке или изменении кадастровой стоимости земельного участка. К ним относятся собственник недвижимости (физическое или юридическое лицо), муниципальное образование или территориальные органы исполнительной власти.

Муниципалитет можно заявлять соответствующие требования только, если ЗУ находится в его собственности. Согласно ст. 9 Закона основаниями служат:

  • договор оценщика с физическим или юридическим лицом, владеющим земельным участком;
  • определение районного, арбитражного или третейского суда;
  • постановление территориальных органов исполнительной власти.

Инициировать переоценку или изменение стоимости возможно, если недвижимость проходит плановую переоценку Госкадастром, установлены межевание или изменены границы территории, меняется вид разрешённого использования или категория земель.

Собственник вправе обратиться с соответствующим прошением в связи с иными обстоятельствами, которые объективно влияют на оценку (снижение или повышение плодородия почвы, стихийные бедствия, кадастровые и ревизионные ошибки).

Обратиться с прошением о переоценке или изменении кадастровой стоимости вправе не только полноправные собственники, но также лица, обладающие правом бессрочного проживания, наследуемого владения и арендаторы (с согласия собственника, если жилье не социальное).

Как изменить показатель?

В первую очередь уточните текущую кадастровую стоимость через выписку ЕГРН (как получить выписку?). Обращаться за пересмотром необходимо, если буду выявлены ошибки в оценочных данных или при необходимости установления рыночной цены.Также формировать обращение допускается при изменении характеристик или состояния недвижимости.

Куда обращаться для пересмотра?

Инициировать процедуру необходимо при личном обращении в территориальные органы Росреестра. Заявление рассматривается коллегиальной комиссией, в состав которой входят:

  • региональные органы исполнительные власти;
  • делегаты союза предпринимателей (мониторинг ситуации по рынку недвижимости);
  • квалифицированные оценщики;
  • аккредитованные саморегулируемой организацией (СРО).

Прошение направляется на имя председателя комиссии. Документы и заявление допускается предоставлять в МФЦ при наличии в регионе.

Заявление

Заявление составляется в произвольной форме печатным текстом на листе формата А4 с указанием Ф. И. О. и адреса заявителя, а также Ф. И. О. председателя комиссии. Указывается:

  • ссылка на ст. 24.19 Закона;
  • вид;
  • адрес и кадастровый номер объекта;
  • основание для пересмотра.

В приложении перечисляется перечень документов, подтверждающих права и доводы заявителя. В рассмотрении будет отказаны при отсутствии необходимых документов или пропуске пятилетнего срока давности (ст. 24.18 Закона).

Скачать бланк заявления о пересмотре кадастровой стоимости ЗУ

Документы

Бланк заявления предоставляют в Росреестре. Также его можно найти на официальном сайте учреждения. Если от имени собственника действует сторонне лицо, необходимо предоставить нотариально заверенную доверенности. Перечень документов:

  • выписка из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости ЗУ;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений, использующихся для оценки (при необходимости);
  • отчет об установлении рыночной стоимости в отношении земельного участка;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Правоустанавливающие документы к заявлению прилагать не нужно.

В отдельных случаях допускаются другие письменные доказательства, подтверждающие доводы заявителя. Например, заключение геологической экспертизы об изменении химического состава почвы, если основанием является снижение плодородности.

Сколько стоит процедура, в какой срок проводится?

  • Согласно ч. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина при оспаривании кадастровой стоимости физическими лицами в суде составляет 300 рублей. Юридическим лицам потребуется оплатить 4 500 рублей.
  • Работа оценщика также оплачивается собственником, где цена услуги варьируется в пределах 3-10 тыс. рублей.
  • При необходимости оплачиваются услуги юридических посредников и консультантов (15-20 тыс. рублей).
  • Внесение изменений в государственный реестр обойдется в 350 рублей для физических лиц и 4 000 рублей для организаций.

Заявление рассматривается в течение 1 месяца, а о дате и времени проведения заседания заявитель информируется в течение 7 дней с момента обращения.

О результатах собственника уведомляют в течение 5-ти рабочих дней с момента принятия решения (ст. 24.18 Закона).

Вынесение результатов специальной комиссией

По факту положительного решения комиссии в 10-дневный срок сведения направляются в Единый государственный реестр недвижимости с предварительным уведомлением собственника.

Изменения регистрируются в базе и размещаются на официальном сайте учреждения в течение еще 10 дней. В аналогичный срок заявитель вправе оспорить решение комиссии в судебном порядке, если последовал отказ и требования удовлетворены не полностью.

Перерасчёт налога на землю

Согласно ст. 391 НК РФ, кадастровая стоимость недвижимости выступает в качестве налоговой базы для расчета земельного налога, соответственно влечет за собой переоценку его величины. Подавать письменное прошение в ФНС не нужно, так как перерасчет производится в автоматическом режиме.

Величина налога изменится за тот отчетный период, в котором собственник подал заявление в суд или коллегиальную комиссию. Процедура производится с момента регистрации изменений в государственном реестре.

Как снизить показатель?

Уменьшение кадастровой стоимости актуально при снижении полезности земли, а также в ряде других случаев:

  • порча плодородного слоя почвы, засуха, природные бедствия;
  • образование болота, оврага, обвала;
  • установление безвозмездного сервитута;
  • переход участка в собственность нескольких лиц.

Заявление необходимо подавать в кадастровую палату города в общем порядке. К нему прилагаются документы, подтверждающие доводы заявителя.

Как оспорить через суд?

Иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика. Истцом выступает землевладелец, а ответчиком Росреестр. Аналогичным образом оспаривается решение комиссии в 10-дневный срок с момента вынесения. Копия искового заявления ответчика заверяется нотариально и направляется по адресу территориального отделения с уведомлением о вручении и описью вложения.

Таким образом, оспорить кадастровую стоимость земельного участка можно в нескольких случаях при изменении состояния и характеристик недвижимости.

Заявление об изменении стоимости необходимо подавать в территориальный отдел Росреестра или МФЦ, собрав необходимый пакет документов. Обращение будет рассмотрено в течение 1 месяца, а затем в течение еще 20-ти дней будет регистрироваться в государственном реестре в случае положительного решения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: